Будущее ближе, чем мы думали. Собственно, оно уже началось!

May 29, 2017 10:45

Андрей Поздняков (основатель и президент группы компаний «Элекард» разрабатывающей програмное обеспечение, ныне живет в США, в Силиконовой долине) объясняет почему!

Технологический взрыв в 5 тезисах

1.В течение ближайших полутора десятилетий мир, в котором мы живем, необратимо изменится в результате технологического взрыва, который уже начался.

2. Технологический взрыв - это комбинация технологий, создающих новые рынки или радикально трансформирующих старые.

3. Прорывные технологии сегодня - это накопители энергии, электромобили, беспилотные автомобили, солнечная энергетика. Есть и другие.

4. Радикально изменяются также бизнес-модели. Пример - Uber.

5. В прекрасном новом мире будет проблема с людьми. Те рынки, на которых они могут что-то делать, исчезают. Людей надо будет чем-то занять. Это - проблема.
Для примера:
На первой фотографии вы видите фото пятой авеню Нью-Йорка, сделанное в 1900 году. Море лошадей и единственный автомобиль. Вот он специально обведен в центре. Единственный автомобиль среди лошадей.




Тринадцать лет спустя… Видите лошадь на этой фотографии? Одна единственная лошадь, она даже не выглядит как лошадь.




Это называется взрыв. Лошади, которых использовали на протяжении десяти тысячи лет в качестве транспорта, были полностью заменены на автомобили в Нью-Йорке всего лишь за 13 лет.

Что такое технологический взрыв?

Это комбинация технологий, которые дают возможность предпринимателям или компаниям создавать новые продукты и сервисы, с двумя характеристиками. Первая - они создают новые рынки, вторая - уничтожают или радикально изменяют существующие отрасли индустрии.

В случае с цифровыми камерами - они уничтожили пленочные камеры. В случае Убера они не уничтожили, но радикально изменили вчерашнюю индустрию такси.Тотальное уничтожение не обязательно. Возможна радикальная трансформация.

Эксперты, как правило, не могут предсказать прорывы,  пока они не произошли. В 1985-м крупнейшая телекоммуникационная компания мира AT&T наняла фирму Маккензи и Кo и задала ей один вопрос: каков будет рынок мобильных телефонов в ближайшие 15 лет? В AT&T хотели знать - стоит ли, и, если да, то насколько решительно стоит, вкладываться в новые рынки.

Маккензи пошли думать, обсуждать, прогнозировать и что они там еще делают, когда готовят предсказания. Потом вернулись и сообщили результат. Число подписчиков мобильной телефонии в Штатах в течении 15 лет составит 900 тыс. человек.

В реальности оказалось 109 миллионов. Так что AT&T не пошла на рынок мобильной связи и осталась со своим бизнесом проводной связи. Кто-нибудь из вас помнит сейчас проводную связь?

Если вы посмотрите на стоимость бизнеса топ 15 компаний, которые туда пошли, то это почти 2 триллиона долларов. То есть для AT&T это была потеря потенциальных возможностей в триллионы долларов.

Обычно, именно эксперты и знатоки инсайдерской информации отрицают возможность взрыва. Эксперты всегда найдут сто тысяч объяснений, почему такого не может быть.
Вот что интересно - сам концепт, используемый уже насколько десятилетий не объясняет несколько недавних взрывов. Например Uber. Классическая модель прорывной технологии- начинаете делать нечто более дешевое, чем существующее предложение на рынке, ваш продукт развивается быстрее, чем рынок в целом, становится качественно лучше рынка и - хоп, прорыв пошел. Но вот когда пришел Uber он был сразу и дешевле, и быстрее, и лучше, чем такси - взрыв. Это необъяснимо с традиционной точки зрения.

Когда вышел смартфон, в 2007, помните это? Смартфон появился в 2007-м и это был 700-долларовый девайс. Тогда мейнстримом была 100-баксовая Нокия. Помните Нокию? Это хорошо.Тогда люди говорили - слишком дорого, но это был продукт высочайшего класса. И он не стал дешеветь! Он порвал рынок сотовых телефонов сверху. Не снизу, а сверху. Это другой тип прорыва.

Я предлагаю посмотреть на несколько другую модель, которая включает в себя инновационную бизнес модель и объединение нескольких прорывных технологий.

Я уже давно наблюдаю за эскпоненциальными технологиями. Что такое эскпоненциальная технология? Технология, параметры которой улучшаются на десятки или даже сотни процентов в год, при том же уровне цены.

Хорошо известная экспоненциальная технология, мы ее знаем лучше всего - компьютеры, закон Мура, выполняется уже десятилетия - количество транзисторов в процессоре на один доллар удваивается каждые два года.Через двадцать лет рост в тысячу раз, через сорок - в миллион. Из-за этого роста, а вся Силиконовая долина на нем основана, вычислительная мощность становится настолько дешевой, что меняет все вокруг. Именно по этой причине Силиконовая долина совершает прорывы в таком количестве индустрий.

Закон Мура не единственная экспоненциальная технология в последние двадцать-тридцать лет. Data storage, digital imaging, bandwidth (хранение данных, цифровая обработка изображений, пропускная способность - ред.) все это те же прорывы технологий.

Когда нескольких подобных технологий собирается в одном продукте, тогда может получиться смартфон - iPhone и Android, которые появились в один год. Причина - конвергенция технологий, которые сделали возможными обе истории. Далее, эти две платформы сделали возможным новые прорывы, например Uber, AirBnb и так далее.

Ключевые экспоненциальные технологии

Это то, что я ищу в области технологий в течение последних лет. Такие технологии, которые одновременно экспоненциальны и позволяют совместное использование, способны вызвать взрыв в абсолютно любой индустрии в мире.




Я буду здесь говорить в основном про энергетику и транспорт, но это не важно. Это может быть охрана здоровья. Если в медицине использовать эти технологии, то и там случится взрыв. В логистике, в производстве … Собираете несколько ключевых экспоненциальных технологий, за 10-20 лет получаете прорыв независимо от типа индустрии.

Но есть еще и такие, что развиваются супер-экспоненциально. Сенсоры. Рынок вырос с 2007 в тысячу раз. Цена упала в тысячу раз. Кривая стоимости, убывающая экспоненциально в тысячу раз, толкает рынок, растущий экспоненциально в тысячу раз. Применение этой экспоненциальной технологии, вызовет множество дальнейших прорывов.

Рассмотрим с этой точки зрения энергетику и транспорт. Это все технологии, а не добыча нефти. У технологий другая динамика, другая экономика. Есть четыре основные категории технологий, каждая из которых растет на десятки и даже сотни процентов в год, каждая из которых прорывная сама по себе, но когда они объединяются ...Пройдем по каждой из них и я покажу, насколько прорывными они могут быть.

Накопители энергии, аккумуляторы.

Все, у кого есть ноутбук или смартфон, использует Li-ion аккумуляторы. Начиная с 1995 до 2010-го литий-ионные батареи улучшались в среднем на 14% в год, рассчитывая в долларах на киловатт*час. В 2009 произошло нечто весьма примечательное - началось использование Li-ion батарей в двух новых индустриях: в автопроме и энергетике. Инвестиции стали нарастать, разработки ускоряться, за 5 лет с 2009 до 2014 удешевление квт*часа составило уже 16%, а за последние полтора года, уже превысило 16% в год.

Как люди умудряются снижать стоимость так быстро? 16% в год! Вот батарейка (от смартфона), кто-нибудь из вас видел Model S? В Model S установлено 7000 таких батареек, чуть больше, чем эта. Они производятся так: литий добывается в Чили/Аргентине/Австралии, отправляется в Китай, очищается до 99+%, далее отправляется в Японию или Корею, в данном случае в Корею - Самсунг, там его упаковывают в этот корпус и отправляют в Калифорнию, где Тесла засовывает 7000 таких кусочков в одну Model S. Только сведением цепочки поставщиков в одно место - Рино, Невада, Тесла понижает стоимость производства на 30-50% в течение трех лет. И это еще не включает технических инноваций. Согласно Илону Маску они дадут еще минимум 5% в год. Вот что будет двигать цены вниз следующие несколько лет. Но не только Model S.

Тесла только что объявила цены на Power Wall, они уже ниже кривой стоимости. Пару лет назад все говорили, что я предсказываю слишком быстрое падение цен, но это уже ниже моей кривой. Ее необходимо скорректировать, чтобы отображать реальное положение на рынке. И вот каков размер рынка при такой цене - Тесла получила порядка миллиарда долларов предзаказа за первые две недели после анонса Power Wall. Так что Гигафактори, которая сама по себе уже должна удвоить мировое производство батарей, теперь будет расширена еще на 45% только для обслуживания запросов на хранение энергии. Такой вот интересный рынок.




Но. Тесла не единственная компания, кто делает аккумуляторы. BYD строит фабрику почти такого же размера. Foxconn, LG Chem, Samsung SDI - большая группа компаний массировано инвестируют в производство Li-ion батарей. Полгода назад LG Chem объявила о закрытии нефтехимического проекта на 4.2 миллиарда долларов в Казахстане. Эти средства направляются в аккумуляторы. Огромные средства изымаются из других направлений и вкладываются в батареи, потому что именно там ожидается серьезный рост. В результате новых инвестиций кривая стоимости будет еще ускоряться, быстрее 16%.

Прорывные бизнес-модели

Другая сторона также очень важная в прорывах - инновации в бизнес-моделях. Скажем Uber - это прорыв в бизнес-модели. Они используют автомобили, смартфоны, облако - инфраструктуру других людей, вырезают неэффективных посредников и - прорыв. Airbnb - это тоже прорыв в бизнес модели.

Так что бизнес модель может быть прорывной. Как это происходит в области накопления энергии? В Силиконовой долине появляются компании, которые предлагают накопление электроэнергии, как сервис.

В магазине Seven Eleven стоят холодильники с напитками, кто-то заходит внутрь, хочет воды открывает дверцу, при каждом открытии дверцы происходит запуск охлаждающего агрегата, что вызывает пиковое потребление энергии. Стоимость пиковых нагрузок значительна и составляет примерно 50% того, что Seven-eleven платит за электричество. Просто взяв батарею и поместив ее в такой магазин, она примерно размером с холодильник, магазин экономит от 10 до 50% всей стоимости электроэнергии. При том же самом общем потреблении.

Бизнес модель - никакой предоплаты. Seven-eleven не несет ни технологического, ни финансового риска, просто начинает экономить. Компании нового типа становятся очень успешными с помощью инноваций в бизнес моделях.

Хочу объяснить общую идею. В Штатах к 2020 году стоимость сервиса по хранения электричества, необходимого на один день потребления - 30 киловатт-часов, будет стоить $1.2 в день. На самом-то деле не нужно резерва на целый день, чтобы кардинально изменить счет за электричество. В Аризоне публичные сервисы чарджат в летние пиковые часы - с трех до семи, 50 центов, а в полночь - только пять центов. Так что если у вас есть всего четыре часа резервирования можно экономить половину стоимости 50-100 баксов в месяц. Потому что будете покупать в полночь и использовать днем. Четыре часа резервирования в 2020 будут стоить $6 долларов в месяц.




Инновации в бизнес моделях и инновации в технологиях - обе могут быть прорывными. Еще направление, где резервирование будет прорывным - сети. Масштабные резервные системы означают, что не потребуется пиковая генерация. Сейчас используются пиковые газовые генераторы, чем больше растет пиковое потребление, тем больше нужно включить пиковых мощностей, чтобы его удовлетворить. В Штатах пиковые генераторы это примерно треть всех мощностей генерации. Хотя они используются всего 6% времени. Масштабные системы резервирования позволяют покупать ночью и продавать днем, вместо того, чтобы использовать пиковые генераторы.

Сейчас в Техасе планируется огромная система резервирования ценой 5 миллиардов долларов, она будет экономически оправданной при цене хранения 350 долларов за киловатт*час. Но мы уже имеем цену резервирования менее чем 350 долларов за киловатт*час. Компании, работающие в этом бизнесе заявляют, что после 2020 ни одного нового пикового генератора не будет построено. Никогда.

Электромобили

​Следующий большой прорыв - электромобили. Мне не нужно много рассказывать про Теслу, Model S - лучшая из всех машин когда либо произведенных.

«Консьюмер репорт» 2013 сообщает об этом. Не самый лучший электромобиль, а лучший автомобиль вообще. В этом рейтинге Тесла набрала 103 из 100 возможных. И это самый продаваемый большой люксовый автомобиль в Америке. Тесла побила BMW, Audi и прочих.




Являются ли электромобили прорывом? Это новые Феррари и Порше или это прорыв в индустрии в целом?

Эффективность двигателя внутреннего сгорания порядка 20%. 80% энергии запасенной в баке улетает просто в дым, в обогрев атмосферы. Электромотор обладает эффективностью 90-95%. В четыре раза более эффективен. Само по себе это еще не обеспечивает прорыва, но если добавить тот факт, что электричество еще и значительно дешевле. Тот же самый автомобиль будет расходовать на километр электричества по стоимости в 10 раз меньше. В десять раз! Когда что-то изменяется в 10 раз - это потенциальный прорыв. А если вы будете заправлять его собственной энергией, то это вообще бесплатно.

Обслуживание. Вот ваша машина, думаю, что у вас пока не электромобиль. Более 2,000 движущихся частей.В Model S их всего 18! Восемнадцать движущихся частей. Менее одного процента от ДВС. Что это означает? Обслуживание! Обслуживание не стоит просто ничего. Поэтому Тесла дает гарантию на бесконечный пробег. Нулевая стоимость обслуживания. С нулевой стоимостью невозможно конкурировать.

Электродвигатель, как многие из вас знают, намного мощнее, чем ДВС. Тесла сравнима с суперкарами в миллион долларов, такими как Феррари или Макларен. Машина, за одну десятую их цены. Просто потому, что она на электроприводе.

Вот как происходит взрыв. Сотню лет автопром говорил нам - хотите большую производительность, платите большие деньги, хотите среднюю - платите средние. А теперь никакие бензиновые или дизельные автомобили больше не могут конкурировать. С этим невозможно конкурировать. Производительность Порше по цене Бьюика. Дальше этой точки ни Порше, ни Бьюик, не смогут конкурировать. Больше производительности за меньшие деньги. Знаете что произойдет?

Это 16% кривая стоимости. Аккумулятор - наиболее дорогая часть электромобиля. Начинаем с Теслы за 75 килобаксов в 2013-м, электромобили за 35-40 килобаксов(килобакс - это тысяча долларов) получим в 2017-18. Минимальная дальность пробега на одной зарядке должна быть 320 километров, все что меньше - не пойдет в мейнстрим, так что эти вычисления основываются на 320 километровом пробеге. 35-40 килобаксовая машина с пробегом 320 км к 2017-18, в 2020 такая же за 30 тысяч долларов.

Это очень важная точка. Средняя новая машина в Штатах стоит 33 тысячи долларов. К 2020 году, или даже ранее, если кривая ускорится, в два раза более мощные электромобили будут дешевле при покупке, при этом они будут в десять раз дешевле по топливу и в десять раз дешевле в обслуживании.

Так же как цифровые камеры уничтожили пленочные. После этой точки не имеет смысла платить больше денег за менее мощный ДВС-автомобиль, который в десять раз дороже в обслуживании.Это переломный момент. Переломный момент в автопроме случится в 2020 или даже в 2019-м. К 2022-му это произойдет и в нижнем ценовом диапазоне. Индустрия сможет предложить 20 килобаксовые электромобили.

Кривая цены говорит нам - к 2025 все новые автомобили будут электрическими. Все новые автобусы, грузовики и тракторы будут электрическими. Все, что движется на четырех колесах будет на электроприводе к 2025. Во всем мире, не только в Штатах.

GM анонсировала Chevy Bolt с пробегом 320 км за $37,500 на начало 2017 года. Это как раз в середине кривой, даже немного раньше.

Форд объявил о вложении $4.5 миллиардов в электромобили. Они переносят туда практически все развитие. Они еще и собираются стать компанией мобилити сервисов. Форд собирается не только производить электромобили, но и стать чем-то вроде Убер.

То же самое про GM, они уже вложили 0.5 миллиарда в Lyft - конкурента Убера и только что купили за миллиард компанию-разработчика беспилотных автомобилей.

Однако, что бы ни делали автогиганты, на самом деле не имеет большого значения, потому что большинство прорывов происходит с другой стороны. Foxconn объявила о вложении миллиарда долларов в разработку электромобиля. Foxconn - та компания, что делает айпэды. Apple делает электромобиль, Убер делает электромобиль, Google. Целый ряд компьютерных компаний пошел в этот рынок.

Почему? Да потому, что электромобили это компьютеры на колесах. У них 20 движущихся частей и они движимы в большей степени компьютером, чем человеком. Это серьезный прорыв. Но вот еще более серьезный.

Беспилотные автомобили

Беспилотники - это не будущее. Они уже здесь.Сегодня на дорогах общего назначения уже сотни беспилотников. У гугломобилей нет рулевого колеса и педалей, они полностью автономны, и успешно передвигаются не только по хайвеям, но и в городах. Автоконцерны, выпускающих традиционные автомобили, агрессивно инвестируют в беспилотники. Многие уже анонсировали на 2018-20 годы автомобили уровня 4 - люди не требуются никогда. Тесла на 90% беспилотник и станет 100% в 2018, через два года. Ниссан готовит беспилотник на 2018 год.

Когда же произойдет этот прорыв и насколько он изменит окружающий мир? Покажу с какой скоростью снижается стоимость основной технологии, используемой в беспилотниках.

Беспилотный автомобиль видит окружающий мир с помощью лидара. Он делает миллионы замеров в секунду на 360 градусов вокруг, анализирует отраженный сигнал и делает выводы где дерево, где другой автомобиль, а где кошка.

В 2012 Гугл анонсировал цену своего беспилотника в 150 килобаксов, где 70 была стоимость лидара. 2013 - следующее поколение лидаров стоило 10 тысяч долларов. В 2014 анонсирован 1000-долларовый лидар. С 70 тысяч до одной тысячи за три года! Но это еще не все.

Та же самая компания анонсировала в январе 250-долларовый твердотельный lidar. А следующее поколение будет стоить $90 и будет размером с почтовую марку. Сможете воткнуть его в свой айфоне. Понятия не имею, зачем вам лидар в айфоне, но его можно будет туда воткнуть.Но вот что самое существенное в беспилотнике - это компьютер на колесах.

А как изменяются цены в компьютерном мире? Это вот первый в мире терафлопный компьютер, самый быстрый суперкомпьютер в мире 2000-го года. Компьютер, занимающий примерно весь этот зал, ценой 46 миллионов долларов.




В прошлом году Нвидия показала 2-терафлопную GPU карточку за 59 баксов. С 50 миллионов, до 50 долларов за 16 лет. В январе они объявили о следующем поколении в восемь терафлопс. Суперкомпьютер, который можно установить в машине для Deep Learning, нейросетевых технологий.




Технологии готовы. Готов ли рынок?

Cisco предоставила данные по миру. В Бразилии 95% населения готовы прямо сейчас. Эти страны, представляют более половины населения Земли, они уже готовы послать подальше существующую систему транспорта. Почему? Вот почему. Кто пробовал водить машину в одном из этих мест, тот понимает - почему.




Это конечно круто, если в машине можно фейсбучиться, чатиться и скайпиться. Это конечно очень круто, но разве это прорыв? Прорыв здесь.

Автомобиль, как сервис!

Uber, Lyft. Не буду много про них распространяться, только пару слов. В Сан-Франциско 50% поездок на Uber - carpools. Карпул - когда Убер говорит - если подберем кого-нибудь по пути, ты получишь 40-50% дискаунт. И половина ребят говорят: ОК. Зачастую даже не столько из-за цены, сколько из социальной ответственности. Но цена, конечно, тоже имеет значение.

Другая сторона этого же вопроса - мы тратим кучу бабла на покупку автомобиля, и он простаивает 96% времени. Паркинги в городах могут стоить даже дороже чем сам автомобиль. Средний американец тратит 12 тысяч долларов в год на все расходы, связанные с владением автомобилем, и при этом использует его только 4% времени. Любая индустрия с 4%-й утилизацией ждет прорыва.

Этот прорыв обеспечивается всеми технологиями, которые поддерживают друг друга - беспилотники+каршеринг+авто-как-сервис и эффективность этого прорыва - использование авто не 4%, а 60-80% времени. Прорыв в эффективности использования.

А теперь соединяем инновации в технологиях и инновации в бизнес модели. Убер работает над своим собственным беспилотным автомобилем. Их цель - сделать так чтобы личное владение автомобилем вышло из употребления.

Не обязательно Убер, не важно кто соединит эти два концепта - беспилотный автомобиль и автомобиль как сервис и поднимет использование автомобиля с 4-х до 60-80%. Автомобили в личном пользовании уходят со сцены. GM вложила 500 млн долларов в Lyft, в марте купила за миллиард стартап Cruise Automation, разрабатывающую беспилотники. И, что более важно, начала пилотные проекты собрав все три технологии - электромобили, плюс беспилотники, плюс автомобиль-как-сервис.

Когда это случится, мы получим тот же уровень сервиса за 10% цены владения собственным автомобилем.

Средний американец тратит 12 килобаксов в год на то, чтобы проехать в среднем 12,000 миль в год. Если предложить тот же сервис за 1200 долларов, то это сэкономит 11 килобаксов в год. Вместо простоя на парковке, автомобили станут ездить. 90% паркингов, особенно в центре города уйдут в прошлое, потому что автомобили будут все время в пути, вместо того чтобы стоять.

Утилизация растет, паркинги исчезают, стоимость за километр пробега падает в десять раз. Концепция частного владения автомобилем выходит из употребления. Общее количество легковых автомобилей падает на 80%.

Три направления прорыва в индустрии автоперевозок: от двигателя внутреннего сгорания к электромобилю, от человека за рулем к компу за рулем, от автомобиля в собственности к автомобилю-сервису. Все это вместе дает прорыв. К 30-му году все транспортные средства - автомобили, автобусы, грузовики, трактора будут электрическими, беспилотными и работать как сервис.

О прошлом и будущем, Будущее Израиля, О будущем, мысли умных людей, Полезно знать

Previous post Next post
Up