Рассказал сосед. Просил написать в точности, ничего от себя не добавляя и не убавляя. Что и делаю.
«В один из недавних августовских выходных возникла необходимость съездить вместе с женой на Крещатик на такси.
Вызванная машина подъехала через пол-часа вместо обещанных 10 минут.
- Не мог найти вашу улицу.
Водила - парнишка лет 19-20. Русскоговорящий.
Садимся. В руках у него навигатор на небольшом сером потертом лаптопе, перевязанном синей изолентой. Спрашивает:
- Куда едем?
- На Крещатик.
Парниша стучит пальцами по клавишам и тут же сообщает:
- Не находит такую улицу.
Заглядываю к нему в экран, замечаю, что он ввел в слове Крещатик И вместо Е. Говорю:
- Крещатик - через «е».
Вводит заново, я наблюдаю. Вижу, набирает теперь «КрещЯтик». Снова его поправляю. Он исправляет, навигатор находит адрес, парниша засовывает лаптоп за противосолнечный козырек под крышей машины у него над головой и мы лихо едем. Лихо - мягко сказано. По городским улицам обычно так не ездят. Парниша навигатора не видит, слышит только его громкие команды на русском.
На мой вопрос «Откуда сам?» уклончиво отвечает: «Из области». Боясь отвлекать его от дороги и команд навигатора, вопросов больше не задаю. Доехав благополучно и выйдя из машины, облегченно выдыхаем.
«Если из области, то, видимо, скрывается от мобилизации» - обсуждаем пережитую ситуацию, строим догадки. «С другой стороны, если человек слышал слово Крещатик на русском и Хрещатик на украинском или хоть раз видел их написанными, он вряд ли сделает в одном слове две ошибки». «Такие ошибки с большей вероятностью сделает человек из области не Украины, а скорее России.» «Российский паренек работает в Киеве таксистом?» «А почему нет?» «Ведь мы уже отмечали, что Киев стал как бы более русскоязычным, чем раньше - до майдана и до войны.» «Украинскоговорящие сейчас в основном на войне, в укранской армии. Надо же кому-то на их месте работать. Вот и приезжают отовсюду.» Наша фантазия не знает границ. «А если это российский спецназовец?» «Такой безграмотный? Да и сильно молодой.» «А зачем ему грамотность? Главное - бойкий, водила отменный, и все остальное, что надо спецназовцу, скорее всего, тоже умеет.» «И что тут делает российский спецназовец?» «Готовит приход армии ДНР и ЛНР?» «Бред какой-то.» Словно очнувшись, идем по делам.»
К рассказу соседа от себя кое-что все-таки добавлю. Ему бы в СБУ служить - там его фантазии про диверсантов пришлись бы ко двору. А что касается грамотности и языка, то «революция годности» показала, что украинский язык и украинский патриотизм могут быть не связаны. Назначение русскоговорящих грузин, евреев и москалей на государственные посты тому подтверждение. Свободовцы с «мовной оккупацией» слегка поутихли. А бойкий паренек-таксист «из области» еще изучит Киевские улицы, наберется опыта, потом станет начальником автопредприятия, а там, гляди, по известной дороге дорастет и до президента, и до проффесора.