Профессия - концертмейстер балета.

Sep 17, 2011 02:40

Мой пост в сообществе v-mire-tanca - Профессия - концертмейстер балета.
"Балетный пианист" должен "дышать" балетом!"
Эмма Липпа




О них обычно не говорят. Звёзды балета вспоминают своих учителей или рассказывают об учениках и очень редко упоминают концертмейстеров. А зря. Как преподаватель скажу - на урок с хорошим концертмейстером идёшь, как на праздник, с плохим же - как на каторгу.
А дальше предоставляю слово самим героям. Поверьте, им есть чем с нами поделиться.

Герой № 1:

О своей работе балетным пианистом очень интересно рассказывает бывший концертмейстер балета Большого театра, "человек-оркестр" Эмма Липпа. :

image Click to view



Герой № 2

Пианист, концертмейстер балета Андрей Подборский в 1994-2000 годах работал в театре «Кремлевский балет» с Екатериной Сергеевной Максимовой. В 2005-м вышла его книга "Взгляд из-за рояля". Приведу несколько цитат из книги:

***
«Балетные артисты очень чувствительны к музыке на уроке и если ты «попал» - выбрал что-то новенькое и интересное из музыки, то музыка вызывает живую реакцию, улыбку. Реакция, как правило, есть всегда, даже если не у всех, то у многих. Так они реагируют на узнанную мелодию, если она им по душе. Прямо «Угадай мелодию!», только на уроке балета. Сказать они сразу не могут, так как заняты движениями, но потом подходят и интересуются: ”А что за музыку ты играл на плие?” или просто выражают свое удовольствие.

Особой популярностью тут стал пользоваться «Гимн СССР», который я однажды сыграл на «пор де бра», когда давал урок Альберт из Питера. Представьте себе картинку - русский педагог, русский пианист, несколько русских в кордебалете - остальные все иностранцы. Педагог командует: ”Пор де бра, пожалуйста!” И вдруг после короткого вступления звучит: «Союз нерушимый республик свободных», и все как один кланяются под эту музыку. Так и хочется встать, всё-таки государственный гимн нашей страны. Только вот стоят и кланяются одни иностранцы балетные, мне приходится сидеть - я играю в это время на рояле. Вспоминается случай, когда кто-то сказал Михалкову, автору слов гимна, что текст его никуда не годится. Ответ был такой: «Нравится или нет, а слушать будешь стоя!»

***
"Как-то раз в буфете мы разговаривали с артистами балета по поводу урока, и они задали мне вопрос: «А как ты распознаешь комбинации и подбираешь музыку к ним. Ведь ты же не танцуешь в балете!». «Хороший вопрос», - ответил я.

Дело в том, что пианист должен знать движения хотя бы приблизительно, и уметь показать их или хотя бы их элементы - пусть даже непрофессионально, невыворотными ногами.

Все движения, исполняемыми артистами на уроке и репетициях, запоминаются зрительно пианистом и поэтому можно уже отдельно, без них, сидя дома, например, подбирать разную музыку к тому или другому движению.

Самая большая помощь идет от тех педагогов, которые не специально, но во время показа движения, напевают что-либо. Иногда, правда, это одна и та же мелодия весь урок, но и она помогает схватить ритм. И если готовой музыки в голове нет, то можно сымпровизировать хотя бы на тот ритм, который напел педагог. От того, насколько четко будет показана комбинация педагогом, и зависит попадание пианиста в музыку."

***
"Контакт артиста с пианистом очень важен. Что греха таить, были и у меня случаи, когда можно было так сыграть какой-нибудь артистке, которая все время недовольна твоей музыкой, что педагог удивится, почему она так немузыкально делает комбинацию. При всей любви к артистам балета, всем не угодишь, и пару раз были и на моем веку случаи, когда некоторых артистов приходилось ставить на место. И лучшим способом была музыка. О, великая сила искусства! Не надо слов, разборок и прочего.

Та же самая музыка, что и для других, немного смещается акцент, и… балерина прыгает все время мимо. Никто ничего не понимает. В чем дело? В том, что не надо пианисту гадости говорить после урока, и прыжки будут получаться. Такая маленькая музыкальная месть. А еще если пианист по гороскопу - скорпион, то лучше не связываться! Но это было давно и неправда. Я их всех люблю и играю акценты наверх, пусть себе прыгают. Но о том, что пианист может и посадить на ноги музыкой, не надо забывать. Другое дело, что некоторые пианисты это не специально делают, а от незнания как играть прыжки - так было и у меня в начале работы."

***
"Помимо контакта артиста с пианистом, прежде всего важен контакт пианиста с педагогом. Известно, что не все люди сходятся характерами. И вот тут важно попытаться найти общий язык с педагогом. Балетные артисты и педагоги, показывающие комбинации, используют руки, и очень важно смотреть, что они показывают на руках. При этом движения звучат на ломаном французском языке. Как правило, балетные движения состоят из так называемых квадратов - периодов по восемь тактов, но иногда просят сыграть небольшой довесок в конце, чтобы постоять в какой-либо позе.

Однажды поняв, почему пианистка N, играя не так уж и идеально, имеет всегда успех на уроке у педагогов, я попробовал делать то же самое и - сработало! Удивительного результата достигают те пианисты, которые придерживаются следующей методики.

Если педагог незнакомый - очень полезно до урока поговорить с ним, неважно о чем: о погоде , о балете, просто о жизни, спросить ничего ли у него не болит случайно, голова например. Таким образом, контакт налаживается и в процессе урока можно добиться больших результатов. Даже если и не попадаешь сходу в комбинацию.

Сложнее, когда педагог постоянный и у тебя с ним не ладится. Для того чтобы наладить контакт, нужно как можно чаще ему играть, а также стараться пообщаться после урока и выяснить, что было не так. Как правило, даже если играешь одно и то же каждый раз, к тебе относятся все лучше и лучше. Это и есть процесс привыкания."

***
"Однажды я помог одной балерине, которая учится в Академии Вагановой в Питере и даёт иногда уроки в нашем театре, сделать анализ «Пиковой дамы» Чайковского для экзамена по музыкальной литературе. Оказывается, их заставляют изучать музыкальную литературу, анализ музыкальных форм, сольфеджио, теорию музыки и даже частично - полифонию! Она попросила меня помимо анализа «Пиковой дамы» рассказать ей о строении фуги как полифонического жанра.

«Фуга - высшая форма полифонического стиля, развившаяся из имитации», - начинаю я . «В двухголосной и многоголосной фуге, как и в имитации, проводится тема ,имеющая форму небольшого предложения в главном строе, в котором допускается модуляция в строе на квинту вверх» -продолжаю я с умным видом , видя как её глаза все больше и больше округляются и она смотрит на меня уже почти с ужасом.

Мысленно улыбаясь от произведенного моими словами эффекта, на полном серьезе продолжаю. «Контрапункт, исполняемый первым голосом во время спутника, называется противосложением, которое часто пишется в двойном контрапункте…»

« Что с тобой, тебе плохо?»- спрашиваю я, видя, что она почти теряет сознание от набора непонятных слов и мысли о том, что все это ей придется повторять на экзамене. «Да, нет все нормально... Пожалуйста, продолжай, я буду записывать».
«Обещай мне одну вещь!» - прошу я её. «За то, что я тебе помог с теорией музыки, перед лицом своих товарищей торжественно клянись, что когда получишь диплом и станешь давать уроки в театрах балета, то будешь: 1. Горячо любить пианистов (можно даже как себя самое). 2. Никогда не будешь просить пианистов сыграть марш в темпе польки и наоборот. 3. Не будешь упоминать размер «Две четверти» всуе, а укажешь, что ты хочешь на две четверти сделать конкретно - прыжки или батманы, медленные или быстрые». «Клянусь!»- сказала она, и мы вместе посмеялись."

Герой № 3

С этим героем, а точнее с героиней, нам с вами повезло. Ибо героиня делится своими рассказами о работе (и не только о ней) в ЖЖ. Прошу любить и жаловать - m_petra.
Собственно, эта запись навеяна её замечательным постом .

Любите пианистов, не просите их сыграть марш в темпе польки, не упоминайте размер 2/4 всуе. И будет вам счастье! :)

мир танца, навеяло, рабочие моменты

Previous post Next post
Up