В чём сила, брат? Часть 6. Эмоции

Feb 21, 2008 14:21


Миша, человек, родившийся на неделю раньше меня, и успевший за эту неделю столько, что я не успеваю этому удивляться. В день твоего рождения я желаю тебе, в первую очередь, крепкого здоровья, а всё остальное ты для себя возьмёшь сам.

В качестве первого подарка на День рождения я выкладываю эту статью. Она завершает наш с тобой десятисерийный проект «В чём сила, брат?».

В чём сила, брат? Часть 6. Эмоции

Роль эмоций в генерировании силы.

Человек, обычно определяется как существо разумное. Полное название нашего рода - Homo Sapiens Sapiens, типа, дважды думающий. О том, насколько это соответствует действительности, в общем, я пишу регулярно, не буду повторяться. Сегодня мы о другом. Природа человеческого поведения в том, что оно всегда является плодом взаимодействия рационального и животного в человеке. Причём, если животное в человеке присутствует изначально, то рациональное, и шире - культурное, развивается в процессе онтогенеза (развития особи), используя то же самое животное начало в качестве субстрата для своего развития. Поскольку животное начало в психике человека - это эмоции (это действительно так, причём как на структурном, так и на психологическом уровнях, просто нет места на доказательства), то следует признать, что единым основанием психической деятельности человека нужно считать его эмоциональную сферу.

Любой психический акт, по Сеченову, заканчивается мышечным сокращением. Психический акт, как было вкратце показано выше, имеет эмоциональную природу. Отсюда мы делаем вывод, что эмоциональное состояние человека оказывает влияние на его мышечный тонус.

Ситуация боя - это ситуация, активизирующая одну из двух важнейших «животных» программ в человеческой психике - программу охотника или программу выживания («бей-беги»). Обе эти программы «зашиты» в глубинных структурах человеческого мозга, и их активация сопровождается бурей эмоций, выбросом гормонов, и, конечно, значительными изменениями в движениях человека. Вот тут-то человека, который занимается боевыми искусствами и подстерегает ловушка: все его двигательные стереотипы нарабатывались в зале не в том эмоциональном состоянии, в котором их приходится применять! В результате движения становятся неуверенными, человек не готов использовать те механизмы выживания, которые ему предлагает собственное тело, одни движения становятся слишком размашистыми, другие - чересчур рваными, вся рафинированная техника куда-то девается, ей взамен приходит некий усреднённый махач, в совершенно никаком исполнении. Итог закономерен - голая техника, не соотнесённая с эмоциональным субстратом двигательной активности человека, не работает в бою. Это и есть та самая разница между «техникой в зале» и «техникой на улице», о которой так часто упоминают специалисты в области самообороны.

Какие пути решения этой проблемы найдены до сих пор?

1) отбор техник рукопашного боя в соответствии с естественными двигательными паттернами человека в ситуации боя. По этому пути идут, в частности, крав-мага и ИСАИ, два совершенно непохожих друг на друга израильских единоборства. В крав-мага за основу каждого приёма берётся действие, которое человек совершит в той или иной ситуации под влиянием инстинкта самосохранения. В ИСАИ, напротив, за основу всей техники взята биомеханика движения человека во время бега и ходьбы, и именно на этом «движке» работают все тактико-технические действия. Проблематичность такого подхода в относительной бедности технического арсенала, построенного только на инстинктивных движениях, а также на очень малой пригодности таких систем к использованию холодного оружия. Преимущество - этот арсенал действительно будет работать именно так, как его изучали.

2) Введение эмоционального прессинга в тренировочный процесс. Человек ставится во время тренировки в ситуации большей или меньшей степени экстремальности. Цель - заранее познакомить его с собственным бессознательным, с особенностями своей психики и движения в стрессовой ситуации. Преимущества - человек знает, что и зачем он учит, заранее готовится к психологическим перегрузкам. Недостатки - высокий травматизм и повышение уровня агрессивности среди обучаемых. Этот подход характерен для современных школ, делающих упор на самооборону и реальный уличный поединок.

3) Расширение сознания. Техника изучается в состоянии транса большей или меньшей глубины. В результате запоминание происходит намного лучше, связь между стимулом (ситуацией боя) и реакцией (выполнением изученной техники) усиливается до уровня рефлекса и, при правильной подготовке, увязывается с одной из упомянутых выше программ поведения. Преимущество данного вида подготовки в том ,что техника будет заучена и воспроизведена в том самом виде, в котором изучалась, практически в любой ситуации, независимо от эмоционального фона. Помимо этого, повышается устойчивость психики обучаемого, как в бою, так и в повседневной жизни. Недостаток - подобные методы требуют длительного срока обучения, причём психотехники должны занимать в тренинге непропорционально большое место для уроков рукопашного боя. При отсутствии у учеников должного уровня психической культуры в сочетании с наличием у преподавателя комплекса гуру секция, практикующая такие методы подготовки, очень быстро превращается в эзотерическую секту, что чревато психозами у обучаемых.

Резюме

Любое техническое действие в боевых искусствах представляет собой цепочку мышечных сокращений определённой последовательности, силы и скорости. Эмоциональное состояние человека, активизируя определённые стереотипы, влияет на все вышеперечисленные параметры технического действия. Таким образом, успех генерирования силы зависит от учёта в тренинге эмоционального состояния обучаемого одним из вышеперечисленных способов.]

Вся заслуга от создания этого текста посвящается упомянутым в предисловии к нему целям

боевые искусства, друзья, о своём, люди

Previous post Next post
Up