#103 Фашизация и общественное мнение

Jun 06, 2022 23:42


Сегодня, неожиданно для самого себя понял, что мне стало жутковато от собственных мыслей. Но, по порядку.

I. Про общественное мнение.

В начале Катастрофы, в первые дни, я был в полной уверенности, слушая разного рода аналитиков, экспертов и прочих «шибко умных» людей, которые, впрочем, как и я, как оказывается почти поголовно и почти во всем ошибаются и грош цена их прогнозам (привет, не сильно уважаемый мной Насим Талеб), я слышал, что 80+% поддерживают войну и считают, что это правильно. Тогда я был уверен, что это, как минимум, очень «сдвинутая» оценка. Я считал и считаю, хотя у меня нет ни данных исследований, ни чего-то подобного и экспертом в вопросах общественного мнения я считаться не могу никак, - что бОльшая часть активного населения, то есть того населения, которое вообще имеет внятную позицию а не просто «ну, это, вот» (эти потянутся туда, куда им скажут первые, по крайней мере, если дать говорить), реально против войны. Почему? Причины две:
1. У нас нет противника. Очевидно, Украина - в этом конфликте сторона более слабая. И экономически, и в плане человеческого потенциала во всех смыслах и, в общем, во всем. И в этом плане мы выглядим, как пьяный бугай, который почему-то решил, что ему все можно и начал на улице бить ребенка, сначала угрожая ему. Даже сам по себе бугай потом проспится и поймет, что возможно, он что-то сделал не так.



2. Никто не потрудился на самом деле объяснить активной части населения, зачем это все нужно. Зачем убивать похожих на нас людей. Истории про «они бы сами напали» и «где вы были восемь лет», «нацисты» и тому подобный бред городских сумасшедших даже не стоит того, чтобы с ним спорить - уже обсуждено много раз, это плохо «продается» тем, у кого хотя бы одна извилина.

3. Сходу все пошло очевидно не так, как планировалось изначально. Наполовину панические реакции военно-политического руководства, широкий общественный резонанс, когда даже многие из тех, кого обвинить в наличии политической позиции было раньше просто невозможно (Ивлеева, Лазарев и т.д.), ярко свидетельствуют об этом. Не была готова, судя по слухам и наблюдениям даже АП, не говоря уж о таких людях, как экономический блок Правительства.

II. Про «фашизацию».

Некоторые уважаемые эксперты много говорили об угрозе фашизации. «Зиги» на машинах и дети, выстроенные этой совсем нерусской буквой (крайне, кстати, неудачно выбранный пропагандистами символ, на мой взгляд - уж взяли бы лучше красную звезду какую-нибудь, а то «полусвастон» как-то не ассоциируется сходу с «воином освободителем» и «денацификацией»), вот это вот все. И вроде как «была опасность», что это все превратится в неконтролируемый процесс, факельные шествия, реальные зиги и т.д. Только вот...
За время с начала Катастрофы я видел на улицах ровно 25 машин с «зигой», а езжу я за рулем каждый день. Памятники «зиге», устанавливаемые в порыве псевдопатриотического угара и/или желания выслужиться различного рода «начальниками» достаточно регулярно сносились и портились, а за «зигу» на машине, припаркованной у дома можно было и проснуться с проколотыми покрышками.

Еще раз повторю - не заходит. Никому глобально не нужно воевать с Украиной - это глупо, не нужно и... зачем?

III. Санкции.
Первый эффект от введенных санкций был интересным. Значительная часть людей просто в панике не понимала, что делать - население сходу ответило скупкой сахара, «товаров народного потребления» и т.д. Например, мы с женой решили купить стиральную машину (не из-за ажиотажного спроса и не на панике, как можно подумать, в данном случае просто очень было нужно, как ни удивительно). Так вот - мы ее купили. С прилавка. На складе не было. Сейчас, к слову, зашел в интернет, вроде как все есть, хотя детально не проверял и «контрольной закупки» не проводил.
Короче, ощущения были панические. «Нам конец», «доллар по 120», вот это вот все.
Прошло сто дней без малого и народ потихоньку понимает, что резкого возврата в 1989 год не случилось и не случится. Для тупых это повод рассказать про «а мы ваши санкции в пакет с пакетами складываем», «во тупые амеры, а!». Для тех, кто поумнее, ситуация из панически плохой стала просто плохой в долгосрочной перспективе. Среди людей хоть сколько-то соображающих нет ни одного, который считает, что он, в обозримой перспективе будет жить лучше. Однако, все очень и очень плохо...

IV. А что сейчас происходит?
Итого, никакого «сплочения вокруг флага», которое считали состоявшимся фактом всякие видные политические эксперты (причем, что меня убивает, с обеих сторон и пропагандисты и анти-военные в большей своей массе) в первые три месяца с начала Катастрофы не было и в помине. Скорее наоборот. Народ, по большей части этого всего не хотел. Люди хотели возврата к «нормальности». Как проснулись утром 24.02., так же хотели проснуться утром, скажем, 09.05. и узнать, что все закончилось.

А вот сейчас...

1. Теперь у РФ есть серьезный враг. Который сильнее. И который не намерен заканчивать. Это «коллективный Запад», который, надо заметить наша страна родила сама. Просто поиски врага со 100% вероятностью заканчиваются только одним - ты его находишь. Мы нашли. Теперь реально есть не существовавший раньше «коллективный Запад», который, надо сказать, хоть и враг, решительно не понимает, что с нами делать. Нас завоевать невозможно, даже конвенционным оружием и если исключить «ядерный щит». Слишком большая территория и слишком нетолерантное отношение в обществе к собственным потерям. В отличие нас там война без casus belli не прокатит. А война на территории РФ для общества ее врага - «коллективного Запада» - это оно и есть. Вот потому они и готовы воевать с Россией «до последней капли украинской крови».

2. Теперь и объяснение есть. «Мы воюем с НАТО». «Мы же вам говорили, что НАТО - враг. Столько лет говорили. А некоторые из вас не верили. Видите теперь?». И мне, например, очень сложно разговаривать с людьми на этот счет. Для меня лично НАТО и Запад вообще никогда не были врагами. Да и русофобии я никогда не чувствовал, сколько бы ни был за границей. Я даже помню, как в английском пабе в городишке Folkstone, что, в общем, довольно небольшое захолустье, местные завсегдатаи приветствовали меня пивком и возгласами «Oh! It's the Russian!» и всегда рады были со мной поговорить про беженцев-чеченцев, которые их достали сидеть на пособиях. В общем, с нами были очень дружелюбны. Теперь - не знаю, думаю, будут, на всякий пожарный, сторониться.
Теперь все понимаю, что даже если ВВП настигнет старуха с косой, которая всегда и неизбежно настигает всех, санкции не отменят. А это значит, что мы теперь на длительный период времени - враги. И, если отступить сейчас, то мы проиграем игру. Нас обложат еще и репарациями, и никто ничего не снимает. А так, в игре остается еще bargaining chips. И, соответственно, возможность для расторговки.

3. Теперь уже все подготовились. Население подготовили. И не буквой «Зю» и победными реляциями, а спокойным и циничным объяснением. Для каждого - своим. Кого-то напрягают биолаборатории, кого-то - отношение к русским за границей, кого-то не работающие карты, кого-то отсутствие игр в онлайн-магазинах. Ну кто-то продолжает идиотничать про «нацистов» и т.д. Люди закупились, как могли захеджировались и готовы морально затягивать пояса. Потому что, что бы ни случилось, им это сделать придется.

4. А вот теперь «сплочение вокруг флага» начало как раз происходить. И результат это не необъявленной войны с Украиной как таковой, а санкций, которые, в свою очередь, являются, конечно ее последствием. Которые не убивают, а медленно душат. А тот, кого душат, очевидно, будет сопротивляться и ему не очень-то важно, «за дело» его душат или же нет. И вот это, как мне кажется, как раз и рискует привести общество к той самой фашизации, о которой говорили эксперты.

6 июня 2022 года, день с начала Катастрофы сто третий

Previous post
Up