Патерсон

Dec 13, 2017 23:05

Новый (2016) фильм Джима Джармуша.



Описание здесь. А поскольку уже украли и выложили, погуглите по названию, все найдете.

Я не знаю, насколько Джармуш знаком с идеями Гурджиева. Возможно, совсем не знаком или слышал краем уха. А может он в фартуке в школе Бертона в Аполло регулярно заседает. Не знаю, но результат наблюдаю.


Все согласятся, что фильмы Джармуша СТРАННЫЕ. Это не просто "арт-хаус". Это определенный способ видения реальности. Начиная с самых ранних его фильмов, с Таинственного Поезда и Ночи на Земле. Мертвец чуть поближе к мейнстриму, еще кассовее Пес-призрак. Но и там все весьма непросто. А что такое "сломанные цветы"? Это те цветы, которые оставляют на могиле, чтобы не покрали.

Есть немало "странных" режиссеров, тот же Тарковский или Гринуэй. Даже Балабанов сделался вдруг "странным", сняв фильм Брат - который по всей стилистике, по всем приемам есть калька с Мертвеца. И неважно, насколько намеренно Балабанов что-то копировал, вероятнее всего вообще ничего не "копировал", а мыслил так же, о том же. "Влияние высшего разума на низший".

О взаимосвязи Гурджиева и Джармуша я задумался очень давно, еще когда увидел фильм Мертвец - ночью по телевизору, в новгородской деревне середины 90-х, с предисловием от Артемия Лебедева. В русской печке доходили лепешки-ююбы, за окном поздняя, черная осень, телевизор древний, может даже черно-белый (черно-белое кино от этого никак не пострадало), ловил 2 (два) канала. И тут такое.

Собственно, ЧТО хочет донести Джармуш во всех своих фильмах? ЗАЧЕМ все эти "странности", "умолчания", паузы, затянутые до невозможного? Почти все его фильмы смотреть физически тяжело, требуется некоторое усилие, чтобы сидеть и смотреть. Там нет ни чернухи, ни крови и внутренностей, ничего травмирующего для зрения. Некое "течение жизни, как есть". НЕВЫНОСИМОЕ, если смотреть отстраненно, как смотрит камера (и зритель за ней). Потому что человек не смотрит ТАК на свою жизнь. Он видит сны, фантазии, рекламные вставки от Матрицы, всплески гормонов, воспоминания. Реальность бесконечно скучнее, она нестерпима для обычного человека, он включает телевизор и радио, втыкает наушники, лезет в соцсети. ТОЛЬКО НЕ ЭТО.

В качестве версии, предположу, что Джармуш пытается создать образец т.н. "объективного искусства" (по Гурджиеву). Того самого, которое делается не для развлечения публики, а для трансформации сути человека. Что-то типа "25-го кадра", только не для хаснамусных, вредоносных целей, и без всяких вставок. Это работает.

Что есть "Патерсон"? Занудное кино про чудика, который водит автобус в американской глубинке, 7 дней его жизни. За которые НИЧЕГО не происходит. Параллельно чудик пытается писать стихи, общаться с женой, ходит в бар и пьет пиво. Всем понятно, что и в следующие 30 лет жизни он будет водить автобус, ходить в тот же бар, жена его растолстеет и одарит его потомками. Обычная история обычной жизни. Так. Но не совсем.

У этого человека НЕТ никакой "будущей жизни". Нет времени, оно бессмысленно крутит стрелки на его часах, но существует отдельно от него. С тем же успехом он мог бы ходить на гоп-стоп или быть наемным киллером (как его предшественник в Псе-призраке). Эта жизнь перпендикулярна, ее не померить обычными мерками, она не лезет в приборы, "воину некуда воткнуть меч".

"Патерсон" - это жизнь человека в его "сущности" (опять же, по терминологии Гурджиева). Иллюстрация к этому - эпизод, когда мечтательный Патерсон мгновенно нейтрализует спятившего от любви ниггера в баре. Все разбежались, один вялый Патерсон остался. И сделал несколько верных движений - ЕДИНСТВЕННО верных в той ситуации. Не потому что он суперниндзя. Но как и "ниндзя", ему ничего не нужно в этом мире, он здесь чужой и звать никак. "Водитель Водителев" (фамилия актера, сыгравшего Патерсона - Driver). А фамилия водителя автобуса в городе Патерсон - Патерсон. "Человек, упавший с Луны".

Хотя по статистике, в реальном Патерсоне примерно треть белых, треть негров, остальное - сборная солянка, в фильме водитель Патерсон - ЕДИНСТВЕННЫЙ белый. Пару раз в эпизодах еще белые мелькают, и все. Даже его жена экзотичная восточная красавица (иранская актриса). В баре сплошь негры, в автопарке тоже. Жена его просит купить гитару, цена вопроса 200$. Патерсон меняется в лице, видно, что это большая проблема для бюджета. 200$? В Штатах 2016 года? Понятно, что это парафраз ситуации на 30-40 лет раньше, когда 200$ стоили как нынче 2000, да и жила Америка победнее.

У него нет ни ноутбука, ни даже телефона. Когда его автобус глохнет, ему приходится звонить диспетчеру через телефон юной пассажирки (черной, естественно). У жены его - есть все, она смотрит ролики на ютюбе. Она осторожно уговаривает его купить себе хотя бы самый простой телефон, "на всякий случай".

Нет времени. Нет вчера и нет завтра. Нет сегодня. Только сейчас.

Смотреть тяжело. Сущность большинства людей слаба, плохо приспособлена к борьбе планетарного тела за жизнь. Люди прикрывают ее личностью, вооружаются тяжелыми пулеметами, брониками, делают резкие движения, показывают всем фак. Но так нельзя победить, обрести равновесие за каменными стенами. Это только временная передышка, работа охраны по местности. Начальник охраны не знает - кого и ЗАЧЕМ он охраняет.

Патерсона НИКТО не охраняет. И никто не стоит между его сутью и реальностью, нет преграды. Нет даже стекла. Поэтому весь фильм ждешь какую-нибудь гадость, чужую агрессию, подвоха. Но ничего не происходит. Даже криминальные пацаны на крутой тачке уезжают мирно, напутствуя: "Береги себя, чувак". Ну съела собака записную книжку. Стихи он напишет новые. А японец вовремя подарит новый блокнот. Жена привезла 238$ с фермерской ярмарки, отбила покупку гитары. Все хорошо. Только тревожно.

джармуш, гурджиев

Previous post Next post
Up