Oct 05, 2013 17:34
Русский царь - первый миротворец
Об этом знают в мире, но не в России
В Екатеринбурге регулярно проходят Романовские чтения. В мае следущего года исполнится 114 лет, как в Гааге, по инициативе Российского царя открылась первая международная Конференция по разоружению и миру.
Ниже приведена беседа корреспондента с доктором исторических наук Н.Поповым во время одних из Романовских чтений.
- Екатеринбург прямо-таки обречен на Романовские чтения. Чем это вызвано, Николай Назарович, как вы считаете? - адресую вопрос доктору исторических наук, профессору Уральского государственного университета имени Горького Н.Попову.
- Романовские чтения - акция не надуманная, она естественна и необходима. Считаю, что это наше своеобразное покаяние за свершенное. Пусть и не нами. И желание разобрать исторические завалы, которые образовались за XX век.
Романовская тема, по-видимому, всегда останется болезненной для уральцев, кто бы н как бы к ней ни относился. Ведь Екатеринбург знают в мире прежде всего как город, где свершилось такое злодейство - цареубийство.
18 мая 1999 г. исполнилось уже 100 лет с начала Первой Гаагской международной конференции. Созванная по инициативе русского царя Николая Второго, она была приурочена к его дню рождения. Международное сообщество, таким образом, выразило свое уважение монарху России. Конференция стала удивительным явлением тогдашней политической жизни - была посвящена, выражаясь современным языком, вопросам ограничения стратегических вооружений. Обсуждались и принимались решения о запрещении варварских методов и средств ведения войн, о гуманном отношении к военнопленным, о законах ведения военных действий, в частности, о запрещении разрывных пуль «дум-дум», отравляющих веществ, нельзя было разбрасывать взрывные приспособления с воздушных шаров...
- То есть бомбить?
- Да. Страны НАТО своими действиями в Югославии попрали решения Гаагской международной конференции, к которой корнями уходит ООН и Гаагский Международный суд. Именно с этой конференции проблемы войны стали регулярно рассматриваться либо на специальных форумах, либо в ряду других.
Решения Гаагской конференции не были ни для кого обязательными, но их стали признавать. Пусть не в полной мере, в чем-то они уже были нарушены в первой мировой войне. Но отношение к военнопленным стало лучше. Кстати, эта проблема - соблюдение законов и обычаев войны - как нельзя актуальна и сегодня: как в международных конфликтах, так и в локальных. Видимо, поэтому на наше приглашение участвовать в конференции военные историки откликнулись особенно активно. Наболевшим оказался вопрос.
- Программа предложена разнообразная. И многие темы, по-видимому, впервые обсуждаются в России. «Николай II: путь к миру без войн», к примеру. Или - «Эстетика войны XIX - начала XX века». Необычно. Удивительно, словно люди, жившие сто лет назад, чувствовали приближение кровавого двадцатого столетия.
- Этими чтениями мы пытались привлечь внимание к неизвестным страницам отечественной истории. Разве где-то когда-то говорилось о миротворческой деятельности Николая II, как, впрочем, и его отца Александра III в России? О решениях Гаагской конференции, о международных соглашениях вообще мало что известно.
Может быть, в этом одна из причин, почему наши войны проходили столь ожесточенно.
Кстати, на Западе хорошо знают о роли Николая II в выработке и принятии решений Гаагской конференции. Это была личная идея царя. Возможно, определяющую роль сыграло то обстоятельство, что царь имел два высших образования - юридическое и военное, и лучше других понимал, как эти два вопроса должны быть взаимосвязаны.
- Юбилей такого события был отмечен и в мире?
- В Гааге и Петербурге прошли конференции, посвященные 100-летию. Кстати, в здании Международного суда в Гааге увековечено имя русского царя как миротворца, как и в здании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Только у нас об этом знать не желают до сих пор...
Беседу вела Т.КУРАШОВА.