Мой край, где вьют свои гнезда,орлы Дагестана.
Как известно предания, легенды помогают нам воссоздать картину исторического прошлого нашего народа. Мне хотелось привести вам сегодня некоторые из них, чтобы у вас создавалось общее представление о нашем Гунибском районе, о его селах и людях.
Наш район является одним из крупных в республике. Раньше он назывался Гунибским округом. Нынешний Гуниб был основан в 1862 году. В районе в настоящее время 25 селений. Наибольший интерес представляет этимологии.
Так например названия нескольких селений:
Гонода - Гьонода - «Гьунулеб бак1алда» - «У обвала», Место около обвала, Гьорода- на ветру, на возвышенности, говорит о месторасположения села на возвышенности. Гуниб - Гъуниб - «Гъвани бугеб бак1», «Гъуни» - сбор камней, земли, - «У стога» или «У кучи»(скорее всего камней), или по преданиям хиндахцев, хоточинцев, ругуджинцев, «Гъуниб» по другому(аск1об) , что в переводе с аварского означает рядом, вблизи, около того или иного населенного пункта и.т.п. Еще одна оригинальная на мой взгляд версия, «Х1убикь» - со слов старожилов возникла после Кавказской войны, благодаря столбам (на аварском «х1уби») которые поддерживали дорогу на Верхний Гуниб, в местечке «Рагъи» - балкон в километре от центральной площади Гуниба.
Каждое селение имеет свою историю, свои специфические особенности. В первую очередь-это языковые особенности.В каждом селении жители говорят на своем говоре. В этом отношении следует говорить о языках Гунибцев. Как известно после пленения Шамиля в Гунибе старый Гуниб был разрушен, а жители были высланы в Аркас и Манас. В настоящее время в Гунибе дружно живут выходцы всех 25 селений, да еще и других районов.
Язык Гунибцев является как бы смесью всех говоров селений района -лексика жителей района выбрала в себя почти все присущие говорам языка селений Гунибского района.
….Последний час пришел свободе горской
И умирать ушли мы Андальял
….Гуниб, Гуниб гигантская могила,
Белых надежд гранитный мавзолей.
(Б.Брик «Шамиль»)
Жители селений Гунибского района проявили активное участие в освободительном движении Шамиля. При этом многие из них проявили чудеса, храбрость и мужество.
Гуниб в прошлом небольшой, чистенький, с несколькими казармами, солдатской церковью, офицерскими белыми домиками и ярко красными железными крышами городок крепость. К нему вела одна единственная дорога, идущая через блиндированный мост на Кара - Койсу. У ворот стояли часовые .Здесь проходила проверка документов. После окончания войны на Гуниб по определенным дням допускались все желающие с условием: кинжалы и другого рода оружие сдавать на хранение солдатам у ворот.
Около солдатской церкви стоял оштукатуренный и выбеленный каменный столб. Тут же находились орудие и лежали снаряды, сохранившиеся как память о Кавказской войне.
На переднем плане построек большая площадь. Горцы и жители укрепления здесь могли приобрести у русских к5упцов галантерею, металлические изделия, посуду, а также чай, мыло, керосин. Здесь же выставлялись и товары горцев - сыр, масло, мясо, фрукты, шерсть, сукно, бурки.
Именно в Гунибе были написаны последние страницы Кавказкой войны под руководством имама Шамиля. В годы Кавказской войны более 10 андалялцев стали наибами Шамиля.
Один из них, наиб Мух1аммад-Амин (Асиялав) Гонодинский, родился в родном моем селе Гонода.
Шамиль особенно любил его и доверял ему, и потому Шамиль отправил его в качестве наиба предводителя в Чечню. Далее укрепившись в его выборе, Шамиль отправляет его в Черкесск как предводителя, по просьбе представителей разрозненных племен, шапсугов, убыхов, и других.
После избрания Имамом Западного Кавказа, Магомед-Амин (Асиялав) Гонодинский, по подобию Имамата объединил все разрозненные племена и создал государство черкесов. До сих пор над зданием дома Правительства Черкесии веет знамя Магомед-Амина (Асиялав) Гонодинского, это - восемнадцать, по числу золотых, звездочек - количество объединившихся под знаменем Ислама племен на зеленном фоне.
Однако недоброжелатели, которые ревновали Имама Шамиля к Магомед-Амину, желавшие расколоть отношения Имама и наиба, доносили до Имама разные небылицы, пытаясь тем самим дискредитировать наиба и его родственника из села Гонода, который служил в канцелярии Шамиля, организовав для недостачи хищения имущества имамата.
Однако Магомед-Амину удалось доказать заговор против себя и против своего родственника. Было очень много ответсвенных поручений молодому наибу и другим Гонодинцам, которые с честью они выполнили, тем самим доказав еще раз, что они патриоты своей Родины, верно служа имаму они защищают Отечество.
Убедившись в силе и храбрости Гонодинцев Имам Чечни и Дагестана Шамиль однажды сказал:
« Проходя вдоль реки аварское койсу с левой стороны вы увидите Седло - гору. У подножья этой горы расположилось село Гонода. Проходя вдоль реки Кара-койсу с правой стороны вы увидите Гуниб - гору. У подножья этой горы расположилось село Хоточ. Запомните названия этих двух сел, так как представителям этих двух слов Гонодинцам и Хоточинцам, можно доверять, в любых сложных ситуациях, и быть в уверенным, что представители этих двух сел вас никогда не подведут. Они не вернутся до тех пор, пока не исполнять поручение им дело. Я свидетельствую, что представителям этих двух сел можно доверять, не подвергнув их испытаниям».
Эту высокую оценку Имама шамиля Гонодинцы, как и другие представители Гунибского района не позабыли на протяжении всей истории, более 150 лет прошло после окончания Кавказской войны, но история жива и помнит имена героев.
Как было выше отмечено в Гунибе были написаны последние страницы Кавказской войны под руководством Шамиля, до приказа сложить оружие плечом к плечу с Имамом и его мюридами воевали мирные жители села Гуниб. На месте пленения Шамиля в березовой роще, недалеко от места, где раньше находилось село Гуниб 1983 году построена ротонда, носящая в народе название «Беседка Шамиля».
10 сентября 1871 года император России Александр׀׀ посетил Гуниб. Проезжая верхние ворота крепостной стены, приказал именовать их Шамилевскими, а нижние - Барятинского. В березовой роще на поляне, недалеко от места пленения Шамиля был приготовлен завтрак, место завтрака получило наименование «Царская поляна».
Во время ВОВ более 3400 гунибцев защищали Родину на фронтах, 1340 гунибцев не вернулись с полей сражений. В память о павших в Гунибе построен мемориальный комплекс «Белые журавли».Четверо гунибцев удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Магомед Гаджиев подводник из села Мегеб, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, который первым из дагестанцев удостоился этого высокого звания в 1942 году, за проведенный в первые в мире усиленный подводный бой подводной лодки с кораблем противника в надводном положении. В честь нашего Дагестанца, Героя Советского Союза, на Русской земле назван город Гаджиево в Мурманской области.
Мне посчастливилось поехать в город Гаджиево, в составе дагестанской делегацией, в составе Республиканского ТОКСа, на 100-летие Магомеда Гаджиева, руководителем нашей делегации представителей отрядов ТОКСа была педагог с большой буквы Чакар Межидовна.
Мы посетили много музеев собрали очень много полезной информации о Магомеде Гаджиеве и о его боевых друзьях, по материалам поездки в Мурманскую область был создан телевизионная передача и видеофильм «Джигит морских глубин» о героизме Магомеда Гаджиева.
Магомед Гамзатов-командир батальона тоже из села Мегеб Гунибского района.
Саду Мусаев из с.Ругуджа повторивший подвиг А.Матросова. Сааду Алиев снайпер из с.Куяда.
Более 1800 награждены орденами и медалями за мужество и отвагу.
Первым дагестанцем удостоенным звания Героя России в 1992году стал Магомед Толбоев - летчик испытатель.
За героизм при отражении вторжения бандформирований в Дагестан, в 1999 г Героем России стал командир дагестанского ОМОНа Загид Загидов.
В 2008 году звание Героя России удостоен Тайгиб Толбоев - летчик испытатель военных вертолетов.
В июне 2009 года посмертно звание Героя России удостоен Министр МВД РД Адильгерей Магомедтагиров, который внес огромный вклад, в дело сохранения целостности и конституционного строя на территории Республики Дагестан.
Гуниб всегда славился своими спортивными традициям и достижениями. По всему мира прогремели имя знаменитого мастера вольной борьбы, пятикратного чемпиона мира А.З.Алиева.
Народный поэт Расул Гамзатов неоднократно приезжал в Гуниб. Он очень любил мемориал «Белые журавли» , любил Гуниб посвящал о нем стихи, вот одна из них:
Гуниб
Вот я снова стою
На знакомой кремнистой Вершине
Здравствуй славный Гуниб,
Дагестана живая краса!
Подо мною аул,
Где всегда на зеленой равнине
Словно солнечный свет,
Мне цветы обжигают глаза.
Я дышу высотой.
Облака мне ложатся на плечи.
Слышу вздохи Койсу-
ледяной своенравной реки.
И, как верных друзей,
Тополя обнимают при встрече
И приветствуют горы
Торжественным взмахом руки.
Я готов, словно детстве,
Влезать на деревья с весельем,
Слышать эхо в горах,
По стремительным кучам бегать
Засыпать на меже,
Беззаботно бродить по ущельям
И в аульской девчонке,
В любви признаваться опять.
Ты прекрасен, Гуниб
Что с твоей красотою сравниться?
Я за то благодарен
Своей беспокойной судьбе,
Что под небом твоим
Довелось на земле мне родиться,
И в разлуку всегда
Мое сердце стремится к тебе
Здесь орлят обучают
Орлицы летать на свободе
И хранят сыновья
В своих душах заветы отцов
Знаю: предки мои
Были люди видавшие виды.
Спят под камнем седым,
Шамиля боевые мюриды.
Но живет среди горцев
С царем воевавший Шамиль.
Мой Гуниб дорогой,
Я люблю прекрасных
Твоих дочерей
И рассказы ашугов
О нерасторжимом единстве
Твоих подвигов прошлых
И подвигов нынешних дней
Назовут твое имя
Я слышу в нем сад соловьиный.
Пусть тебя, мой Гуниб
Стороною обходит беда,
Пусть любуется солнце
На долы твои и вершины
Отраженье которых
Ношу в своем сердце всегда
Р. Гамзатов