В
прошлый раз мы говорили с вами о том, что Бог избрал именно Марию со сформированным характером под воздействием Божьим. Мария была смиренна, Мария доверяла Богу, Мария не роптала, не смотря на различные непростые ситуации в своей жизни, и не приписывая себе в заслуги то, что она родила Сына Человеческого - воплощенного Сына Божьего.
Click to view
Безусловно, на ее фоне меркнет фигура Иосифа, но сфокусированный взгляд и на его персону поможет нам научиться тем чертам характера, которые должны быть в человеке Божьем.
1. Иосиф - жених Марии
Чтобы увидеть то, какими свойствами обладал Иосиф, муж Марии, нам помогают тексты Библии. Через различные ситуации, в которые попадал этот человек сам, а также вместе с Марией, по его реакции на них, по поведению в этих обстоятельствах нам все ярче представляется этот человек веры.
К Иосифу, как к Марии, не приходил Ангел Господень в той же яркой форме со словами: «Благословен ты среди мужей». Но Иосиф от Бога получал очень много откровений во сне. И он на утро в них верил, не списывая все на ночной бред.
Именно поэтому мы можем смело называть Иосифа мужем веры или даже героем веры.
1.2. Милость Иосифа
Первое, что мы можем видеть в Иосифе, это его милость. Когда они с Марией были обручены, то через некоторое время обнаружилось еще до свадьбы, что Мария беременна.
Матф.1:18-19
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
До бракосочетания по иудейским канонам обрученные еще не вступали в интимную связь. Иосиф, будучи тем человеком, который чтил закон, а именно это означает слово ПРАВЕДЕН в 19-ом стихе, понимал, что по всей строгости закона, узнав о блуде своей невесты, он должен был привести ее на суд. Ну а с блудницами не церемонились. В большинстве случаев их побивали камнями.
Но зная все законы, а также уже частично Марию, Иосиф не избирает для нее «высшую меру наказания», но он находит «лазейку» в тех же иудейских законах и решает отпустить Марию. При чем тайно. Без различных разводных писем. Без свидетелей данного тайного развода. Возможно, он даже был сам готов переехать в другой город для того, чтобы не задавались лишние вопросы от тех, кто знал об их обручении.
Это первый урок того, что мы должны для себя извлечь. Милость. Милость, которая превозносится над судом. Безусловно, подобная милость является скорее исключением. Именно поэтому она такая яркая.
Бог усмотрел именно этого человека, чтобы он стал мужем Марии и был тем вторым человеком, который находился рядом с воплощенным Сыном Божьим с первых Его земных дней.
1.2. Вера Иосифа
Следующая важная характеристика Иосифа - его вера. Он поверил ангелу, явившемуся во сне. Поверил во всей полноте. Так, что все те сомнения, которые переполняли его, согласно описанным в 19 стихе, были развеяны навсегда, потому что тот шаг, на который пошел Иосиф - жизненно важен, ответственен.
В дальнейшем Иосиф неоднократно получал откровения от Бога именно во снах. И верил им.
Лично когда я просыпаюсь и вспоминаю сны, которые видел, то переоценивая их не под свежими впечатлениями, а уже позже, здраво взвешивая, в большинстве своем не отношусь к ним с особым вниманием.
Но мы видим с вами, что Иосиф не относился к откровениям Божьим во сне, как к тому, что он просто не то покушал вечером. Или не то попил. Иосиф верил.
Матф.1:24
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою
2. Иосиф - муж Марии
Итак, Иосиф, получив откровение от Господа во сне, принимает Марию, не смотря на то, что не понимает еще до конца, как такое возможно, что его невеста чудесным образом была оплодотворена от сошедшей на нее силы Духа Святого.
Какие характеристики мы видим в Иосифе, который уже вступил с Марией в полноценные законные супружеские отношения. Говорят, что на стадии «ухаживания», обручения мужчина может носить маску, которую он снимает после брака.
2.1. Верующий Богу
Изменился ли Иосиф и его вера после женитьбы? Мы видим, что нет.
Матф.2:13-15
13 Когда же [мудрецы] отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода…
Мы опять видим веру Иосифа всему тому, что говорит ему Бога во сне.
2.2. Чтущий Бога
Второе, что мы видим в Иосифе в статусе мужа Марии, это его неизменное глубокое богопочетание. Мы, христиане, в большинстве своем относимся к Ветхому Завету, к закону Моисееву иногда с некоторым пренебрежением. Мол, жить по благодати в более лучшей форме взаимоотношений с Богом превосходнее, чем жил Израиль под законом.
Но для людей, еще живших на грани окончания закона и начала новых взаимоотношений между Богом и родом человеческим именно соблюдение закона ярко означало их Богопочетание.
Иосиф и был одним из тех людей, который чтил закон. Соблюдал его.
Лук.2:21-24
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. 22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Лук.2:39
И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
Лук.2:41
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
Все эти тексты раскрывают нам то, что Иосиф не просто верил, как сегодня очень распространено выражение, в душе. Он верил, он чтил Бога. И эта вера, и его богопочетание сподвигли этого мужа Божьего на все эти действия.
И кто сегодня осмелиться сказать, что Иосиф и вся эта святая семья была под игом закона? Они с радостью исполняли все, повеленное им через закон Моисеев, потому что глубоко чтили Господа.
Как сегодня распространено: «Я верю в Господа и мне никуда не нужно ходить»?! Хотя Христос создал Церковь Свою.
Иосиф мог запросто ограничиться посещением синагоги в том городе, где жил.
Но на праздник Пасхи он ходил в Храм Иерусалимский. Каждый год. И не один. Со своей женой. С подрастающим Иисусом. С другими детьми, которые родились после Иисуса. Иосиф никогда не говорил, что трудно с такой оравой совершать паломнический путь.
Вот таких людей избрал Бог для того, чтобы они были земными родителями Христа! Да, Бог никогда не ошибается.
2.3. Ответственный муж
Также Бог позаботился о том, чтобы рядом с воплощенным Его Сыном и рядом с благословенной среди жен Марией был ответственный, заботливый человек, глава семьи. Глава, который не просто глава, чтобы указывать всем и вся их место. Но глава, который заботится, который печется о тех, кого ему доверил Бог.
Представьте себе путешествие беременной Марии из Назарета в Вифлием, если бы рядом был муж-тиран, а не заботливый Иосиф. Правда, муж с тираническим характером и не дошел бы до такой стадии. Он бы еще на моменте известия о беременности своей невесты невесть что сделал бы.
Или вообразите себе еще большее, труднейшее путешествие Иосифа, Марии и младенца Иисуса из Иудеи в Египет. Если бы рядом с Марией и Иисусом был не заботливый Иосиф, какого бы им было.
Это еще одна важная черта, которой нам всем нужно учиться, вооружиться, возрастать. Мне этого очень не хватает. И Бог учит меня не брать пример с этого мира, где часто муж - это просто тот, за кем последнее слово.
Заботливый и нежный муж и отец - это не есть слабость. Или что-то неправильное. Это и есть то, чего хочет от всех мужей Господь Бог. Особенно от тех, кто верит в Него.
2.4. Безропотный муж
И наконец, последняя характеристика Иосифа, мужа Марии, человека Божьего: Иосиф не роптал.
В прошлый раз мы также ярко увидели, что Мария была тем человеком, который не имел такой черты характера, как ропот.
Она не роптала на Бога, что ей, матери Иисуса, надлежит
- беременной идти в Вифлеем;
- родить там, по сути в антисанитарных условиях, не говоря уже о комфорте;
- с младенцем бежать (не идти, а именно бежать) в Египет, в другую страну, в неизвестность;
- потерять 12-летнего Иисуса, возвращаясь с празднования Пасхи в Иерусалиме;
- терпеть, будучи вдовой то, что ее старший Сын вместо постоянной заботы о ней стал Раввином, Учителем, ходит по Иудее, Галилее и даже до Тира и Сидона;
- увидеть смерть своего первенца на кресте;
- потерять последний оплот на этой земле.
В половине перечисленного участвовал и Иосиф. И он, как и Мария, не роптал.
Луки 2:1
1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Матф.2:13-14
13 … Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет…
Луки 2:41-46
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его…
«Почему перепись не раньше - до беременности?! Не позже - после нескольких лет?!»
«Почему мне, как мужу, как главе семьи, надо что-то делать, придумывать, искать, т.к. негде рожать моей жене?!»
«Почему мне нужно сопровождать жену с маленьким ребенком в далекий Египет, в неизвестную для меня страну?!»
«Почему мы, святая семья, ходили на праздник Пасхи, и вдруг потеряли Иисуса?!»
Иосиф не задавался такими вопросами. Или же если и задавался единожды, то они его не гложили. Он доверял Богу. И не роптал.
Ропот связан с недоверием Богу. Если человек верит Богу и ропщет, значит, не до конца доверяет Ему.
Заключение
Итак, мы увидели в Иосифе несколько важных черт, которые должны для нас стать примером.
Первое - это конечно же вера. Безусловная, слепая. Не знаю, как часто вы встречаете то, что женщина беременеет от Духа Святого.
Второе - это глубокое богопочетание. Иосиф жил во времена закона. И он почитал Бога через соблюдение этого закона.
Третье - милость Иосифа. То, что Иосиф чтил закон, не позволило ему по его характеру молниеносно поступить по предписанному - отдать жену на иудейский суд. Более того, Иосиф избрал не просто лучшее, а наилучшее: он решил тайно отпустить Марию, чтобы никоим образом не огласить ее.
Четвертое - Иосиф был заботливым мужем и отцом. Господь избрал его быть мужем Марии, чтобы та была окружена заботой любящего мужа, когда им нужно было в самых первых годах своей семейной жизни очень много путешествовать. Говорят, в походах человек раскрывается полностью, нежели в зоне комфорта. Иосиф был заботливым и нежным. И это также урок для всех нас.
И пятое - отсутствие ропота. Преодоление всех трудностей Иосиф, как и Мария, проходил без ропота. Это качество напрямую связано с верой Иосифа. С продолжительной. С возрастающей. Иосиф никогда не записывал себе в заслугу то, что он считался отцом Христа. Он не возгордился в Храме, когда увидел то, что 12-летний Иисус беседовал с учителями закона не просто на их уровне, а даже выше. Иосиф ни разу не сказал в небеса, почему он, будучи частью святой избранной Богом семьи, должен претерпеть различные опасности, путешествия, неудобства.
Все это учит нас быть лучше. Все это призывает нас брать добрый пример.
Евр.13:7
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Иосиф не был нашим непосредственным наставником. Но пример его жизни, обрывки которого мы находим на страницах Писания, учит нас драгоценным качествам настоящего человека веры.
К Евреям 12:1-3
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Не знаю, как часто к вам во сне является ангел и говорит четкие инструкции, что и как делать? Но если Иосиф имел такое доверие Богу, не роптал в различных испытаниях, будучи мужем той, которая родила Иисуса, то уж тем более нам, не удостоившихся подобной чести, стоит перестать роптать, сомневаться в Боге, в Его провиденье, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.