"Господь, а Гитлер пришел к власти!" - кричали в небо с земли.
"Ничёсе!" - донеслось в ответ...
У Бога такого не бывает.
Всякая власть от Бога.
И даже Гитлер...
Мы продолжаем говорить о покое.
В прошлый раз мы беседовали о том, что в наше финансово неспокойное время пребывать в покое можно только, если ты верующий во Христа.
Даже миллионеры переживают о том, что дорожает нефть, но христианин смотрит на четкие обетования Библии и остается тверд.
Сегодня мы будем рассуждать о теме, которая, как и денежный вопрос, часто задевает даже христиан.
И часто бывает так, что верующие вовсе не собирался переживать по этому поводу, но на работе он становится случайным слушателем того, как ругают начальника.
На остановке после работы он слышит, как две бабушки осуждают Путина, что он мало повышает размеры пенсии.
Вечером он идет в собрание, на общение, и там слышит, что служителя не такие, не сякие, а могли быть и лучше.
Отношение к властям.
Довольно таки щепитильная тема.
Вряд ли кто из живущих в социуме может пройти мимо нее спокойно.
Сегодня мы поговорим о том, что такое власть, откуда взялась власть, и как к ней относиться дОлжно нам, христианам.
1.
Что есть ВЛАСТЬ
Прежде, чем говорить об отношении к чему-либо, нам нужно определиться или напомнить себе лишний раз, что есть разбираемый нами объект.
Энциклопедический словарь нам подсказывает, что власть это
- Право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле.
- право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники.
- в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.
1.1.
Определение слова ВЛАСТЬ
То есть, власть - это реальная возможность чем-либо или кем-либо управлять, влиять на что-то или кого-то.
И чем обширнее объект управления и чем сильнее влияние на него со стороны властителя, тем могущественнее и знатнее сам властитель.
Если человек управляет селом - это одно.
Если областью - это выше.
Хотя бы потому, что управляющий селом подчиняется тому, кто управляет областью.
1.2.
Власть Бога
И мы понимаем, что самая высшая и абсолютная власть - это власть Бога.
Он Вседержитель.
Он - всевластен.
Никто не может сделать что-то поперек Его совершенной воли.
А те, кто, как нам иногда кажется, поступают против Бога, нарушая Его заповеди, они все равно не противоречат Божьему плану, а лишь навлекают на себя дополнительное осуждение.
Как фараон, который не хотел долгое время отпускать народ Израильский, но это было в планах Божьих, и Он об этом предупреждал Моисея.
Или, например, история с Иосифом нам показывает, что зло Бог обращает в добро.
Через различные негодные поступки разных людей этот человек занял в предызбранное время уготованный ему Господом пост.
Во власти Бога совершать Свои дела в тайне от нас.
Мы часто узнаем, для чего были те или иные события лишь в конце всей их череды.
Как сказано в книге притчей:
Прит.25:2
Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело.
Кроме того, власть Бога безгранична.
То есть, она может переходить определенные границы, за которые не может перейти ничья другая власть.
Например, Бог установил законы физики.
Но в Своей власти Он им Сам не подчиняется.
И поэтому может спокойно их обходить.
Таким образом, власть Бога и в том, что Он может творить чудеса.
Кроме того, власть Бога суверенна.
Бог не спрашивает кого-то, как Ему поступить, кроме случаев, когда Сам хочет поступить по решению человека, но это скорее исключение, о чем мы с вами читаем во всей Библии раза два.
Если кто-то с земли говорит Богу против, Бог от этого не одергивается, а продолжает действовать по своему.
Если на какого-либо политического деятеля обрушивается шквал критики, он может находиться под влиянием общественного мнения.
Но наш Бог не так.
Даже если что-то не нравиться некоторым христианам, Он не подстраивается под них.
Как Он в пустыне не подстраивался под избалованных Израильтян.
1.3.
Земные власти
Во власти Бога было начать творить.
Во власти Своей Он создал первых людей.
Люди стали размножаться и наполнять землю.
И вот даже это во власти Бога.
Безусловно, Библия это не предметный учебник.
Но в ней мы видим через определенные события или читаем в виде второстепенного фона определенные намеки на факты о Боге.
Например, апостол Павел в своей известной проповеди в афинском ареопаге упомянул вскользь эту тему:
Деян.17:26
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию
Бог все контролирует.
И именно Бог в Своей власти Он помимо того, что допускает жителям планеты обитать там, где Он хочет, то и лидерами Он у них ставит тех, кого хочет.
Даже когда кажется, что все понятно, если тип управления монархический, и трон наследует сын царя; или когда демократия, и президентское кресло займет тот, кого изберут большинством голосов, на самом деле свершается только то, что задумал Бог.
Во власти Бога управлять всем на земле таким образом, каким Ему угодно.
И Бог при появлении первого же крупного социума уже управлял им.
Определенным, тайным, непонятным для нас образом.
Когда этот социум, не желая даже знать Бога, был этим Богом управляем.
Только не управляем в смысле направляем, а управляем в смысле ограничиваем.
Когда это скопление людей решило поравняться с Богом, сделав башню.
Бог мог уничтожить их.
Бог мог разрушать их строительные начинания потопами, ураганами и землетрясениями.
Но наш Господь решил по-другому этих башнестроителей остановить.
Вот я бы никогда не догадался так сделать.
А Бог догадался.
И сделал.
Почему? Потому что это было в Его власти.
Он просто смешал из языки, и стройка встала.
Прораб очень долго и громко ругался, но его никто не понял.
В чем же все таки проблема в отношении к властям?
И почему она так часто встречается и среди христиан?
Причин тут несколько.
Во-первых, когда мы смотрим на того, кто, как мы думаем, просто выиграл предвыборную политическую гонку, то нам иногда кажется, что Бога там и рядом нет.
Ведь часто политик не отвечает должным стандартам.
И поэтому брат очень долго может распыляться здесь, приводить очень много мест Писания, но вот как-то не вериться.
А как должно вериться? Какими мы должны смотреть глазами, чтобы верилось, какой линейкой мерить?
Например, американский президент, как вы многие уже знаете, подписал бумагу о том, что на всей территории США разрешены однополые браки.
Это сделал президент, о цвете кожи которого Мартин Лютер Кинг и не мечтал.
Это сделал президент Америки, которая основалась частично беглыми протестантами из Европы.
Это происходит в Америке, конституция которой принята с молитвой к Богу, чтобы тот даровал мудрости для ее написания.
В Америке, где до сих пор в суде клянутся на Библии, чего нет даже в нашей православной стране, говорить правду и ничего кроме правды, пусть это многим не мешает лгать даже под присягой.
И христиане смотрят на все это и некоторые из них задаются вопросом: а куда смотрел Бог?! Ведь мы читаем:
существующие же власти от Бога установлены
Я прочитал это в Библии.
Потом я смотрю на действия американского президента.
И я не верю.
Но мы должны четко понимать, что у Бога даже не было такого сюрприза:
Ой, Гитлер стал канцлером Германии.
А Я и не заметил.
Наверное отвлекся.
То есть, нам сейчас очень важно определиться: как мы будем смотреть на вопрос властей - плотскими очами, как смотрит этот мир, или глазами веры.
Как смотрел народ Израильский на Красное море, когда их нагоняли египтяне? У них словно произошел религиозный склероз.
Ну ладно они забыли 9 казней, но последнюю уж должны помнить.
Нам нужно смотреть глазами веры, даже когда физически вода не может разойтись.
И в вопросе властей нам нужно смотреть глазами веры.
А вера подразумевает под собой подчинение Богу и Его слову.
Поэтому давайте начнем изучать тексты, касаемые властей.
Вы их знаете.
Мы вспомним.
Основным нашим текстом будет
К Римлянам 13
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению.
А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых.
Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро.
Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Вопрос покоя серьезен.
И мы сегодня говорим о власти потому, что это серьезная тема, которая иногда выбивает нас из покоя.
Или пытается выбить.
И раз эта тема серьезна, то мы должны понимать, что Бог осветил ее в Своем Слове не один раз.
Есть и другие тексты, которые дополняют прочитанный выше.
В данном тексте рисуется красивая картина идеальных властителей и различных подчиненных.
Павел сразу же указывает людям, не желающим подчиняться земным властям, что они в конечном итоге не подчиняются Богу.
Поэтому не активное противоборствование властям, не просто критикующая оппозиция, а даже легкое не озвученное несогласие с властью - есть противодействие против самого Бога.
противящийся власти противится Божию установлению.
А противящиеся сами навлекут на себя осуждение
Кроме того, Павел здесь указывает на то, что мы не должны быть блюдолизами, лицемерами.
надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести
И заключительный здесь 7-ой стих говорит достаточно конкретно в отношении всей структуры власти, всей ее иерархии.
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Следующий текст, который мы вспомним (он также для вас не нов), и который проанализируем, это из I послания Петра.
Нам важно отметить здесь, что данное послание написано во времена сильнейших гонений на христиан со стороны правительства и в частности непосредственно от римского императора.
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Итак, мы видим во-первых здесь то, что Петр говорит не о превращении нас в блюдолизов и тех, кто боготворит власть, но что подчинение власти не для власти, а для Бога.
будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа
Мы должны, по словам апостола Петра, подчинятся власти, не потому, что мы рабы Путина, а потому что мы рабы Бога.
Конец 16-го стиха именно об этом и говорит.
Если начало 13-ой главы послания к римлянам коротко рисует нам картину вертикали власти без изъяна, например, благодаря таким словам:
начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых.
Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро.
Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое
Здесь все так красиво и понятно.
Мы делаем добро, нам за это премии пачками выписывают.
Мы аж не знаем куда эти премиальные девать, а на пиджаке уже и места слева нет под награды и ордена.
Тут же мы видим более широкую картину, которая раскрывает нам не только радужную сторону, но и христианский путь, который по словам Господа Христа узок и тернист.
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
Причем далее Петр опять таки не дает нам просто совет уткнуться и терпеть, а напоминает нам, что на все воля Божья.
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Потом Петр логично заявляет:
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки?
Со стороны христианина это очень некорректно, попасться на ошибке.
если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
И вот теперь, когда нас Бог через ап.Петра приводит к мысли, что все от Него, что это воля Божья, когда вы все делали отлично, а кто-то кое-как, его наградили, а вас наказали, а вы спокойны, потому что осознаете, что в том была воля Божья.
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Праведник за неправденых.
Он не должен был нести это наказание.
Он был несправедливо приговорен.
Мы идем по стопам Его.
Точнее - призваны.
А там - кто как верит, кто как подчиняется, кто как выбирает: гордость свою послушать или Бога.
Вообще 2 глава 1-го послания Петра, переходя в 3-ю, говорит о подчинении.
Причем о подчинении не только императору и президенту, а до самых низших ступеней в этой иерархии.
1.4.
Иерархия земных властей
Мы не должны отсекать где-то для себя во всей цепочки власти какие-то звенья, за которой всех последующих мы ни во что не ставим.
Если подчинение идет, то от начала, от Бога, потом царь (президент), перешагнем на несколько шагов ниже - губернатор, еще ниже - директор компании, и еще перешагнем - уборщица.
И ей надо подчиняться выйти из помещения или поднять ноги или вытирать обувь.
Именно об этом писал Павел:
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Я благодарю Бога, что Он мне сразу после уверования практически объяснил, что подчиняться нужно даже бригадиру, которого невесть почему таковым назначили, ведь у него ни опыта, ни авторитета, ни грамотного подхода.
Назначили, значит, нужно подчиняться.
Без разговоров.
Как в армии.
В которой я никогда не был.
Но Бог меня этому научил.
Начало третьей главы первого послания Петра говорит о подчинении жен своим мужьям.
И даже тем, которые неверующие.
Пятая глава того послания начинается с темы о внутрицерковном подчинении.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
И как бы все это подытоживая, Петр говорит об основном инструменте к достижению подобного:
1Пет.5:6
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Подчиняться начальнику или мужу или пастору нужно не из страха наказания от них, но исходя из того, что мы смиряемся перед Богом.
3.
Молитва и почитание
Но Господь не просто нам говорит подчиняться начальству, пастору или мужу.
Мы не призваны терпеть их.
Обратимся к
1-е Тимофею 2
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих
Молитва.
Это уже показывает наше усердие.
Мы искренно подчиняемся начальнику завода, потому что молимся за него.
Не за то, чтобы другой поумнее пришел на его место, а за него, чтобы ему Господь дал мудрости к управлению.
Не ума дал в его пустую голову.
А наша молитва к Богу, который все знает, должна быть искренней.
Мы призваны молиться за церковь и ее членов и лидеров.
Заключение .
Итак, мы говорили сегодня о властях и о том, как мы должны к ним относиться, какие мысли с нашей стороны неприемлемы для нашего Господа.
Мы коснулись того, как нам вообще смотреть на вопрос власти: плотскими очами или глазами веры.
Мы не призваны Богом анализировать власть и в случае, если она нашим критериям не отвечает, мы имеем право ею пренебрегать.
В Писании мы находим конкретные указания на то, что всякая власть от Бога.
И если мы противимся властям, то мы противимся Богу.
Нам нужно смириться под крепкую руку Божью.
И в вопросе отношения к власти.
Мы имеем право ей не подчиняться только в одном единственном случае: когда ее приказы противоречат заповедям Божьим.
Американцы призваны Богом продолжать молиться за своего нынешнего президента, но в истинной церкви будет продолжаться провозглашение истины Божьей о том, что мужеложество это грех.
И никакой закон не сможет это остановить.
Но до этого почитание на соответствующем уровне правительства США по Библии должно присутствовать среди христиан.
Мы не имеем право называть данного президента, как умственно отсталого.
Мы не видим в Библии ни одного примера, где верующие бы так поступали.