Чуть дальше и намного больше

Jan 02, 2014 16:56

А вы знаете, почему решетка газовой плиты находится на некотором растоянии от самих комтфорок?
Почему бы не ставить ближе, на самый огонь?!





Видео проповеди

Удивительно, но, бывает так, что то, что находиться ближе к источнику, иногда получает меньше эффекта, чем то, что находиться дальше от него. Например, самая большая температура будет не в центре пламени, но на его кончике.

Иисус однажды рассказал притчу, согласно которой человек, ставящий себя ближе к Богу, получил меньше эффекта, чем тот, кто вообще считал себя недостойным.

Луки 18:9-14
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Перед самой притчей мы видим некое вступление, которое евангелист Лука считает обязательным включить вначале. Прежде, чем окунуться в анализ самой притчи, нам необходимо присмотреться к данному прологу.
Рядом с Иисусом, мы знаем это и по другим евангелиям, часто находились и фарисеи. Но отнюдь не для того, чтобы внимать Мессии (хотя и за Мессию-то они Его не считали; они не почитали Его и как раввина), а чтобы раскритиковать Его учение, отношение к закону Моисееву, к дню субботнему.
Очень тому яркая иллюстрация написана в первых стихах 15-ой главы Луки, которая предшествует всем тем притчам и наставлениям, которые при этом говорил Христос.

От Луки 15
1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Итак, Лука перед притчей делает такую заметку

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу

То есть, речь пойдет о наивной уверенности в мнимой праведности, приправленной к тому же унижением других.
Итак, давайте же познакомимся и обратим внимание на саму притчу.

1. Храм

два человека вошли в храм

Храм имеется в виду Иерусалимский. Во-первых, он единсвенный. Если протестант может зайти в любое собрание, то это одно. Но Самим Богом со времен Ветхого Завета было установлено, что центр взаимоотношений Израильского народа находился в Иерусалиме. Даже находясь в Вавилонском плену, израильтяне молились в сторону столицы своей обетованной земли.

1.1. Дорога к храму

Этот Храм находился на высоком месте столицы Израиля. К нему вела дорога с подъемом.
Если мы посмотрим другие переводы, то увидим, что там написано, что двое не просто вошли, а взошли. Взошли в храм, то есть, поднялись в гору, преодолели некую высоту, а по дороге они размышляли и понимали, что идут не куда-то, а пред лицо Бога.
Эта дорога уже накладывала отпечаток на предстоящую их молитву. Они должны были осознавать, что поднимаются как бы к Всевышнему в Храм, место посредничества.
В книге Псалтирь есть несколько псалмов, которые именуются ПЕСНЯМИ ВОСХОЖДЕНИЯ. А с еврейского - ПЕСНИ СТЕПЕНЕЙ или СТУПЕНЕЙ. Изначально их воспевали левиты на ступенях к Храму, но позже их пел весь Израиль, когда поднимался к Храму по горе Сион. Шаг за шагом. Это была не просто прогулка или путь, это уже была подготовка к тому, чтобы знать, что ты все ближе и ближе поднимаешься для общения с Богом неба и земли. Я рад, что и ДК, в котором нам позволяют арендовать помещение, находиться на возвышенности. И что строящийся дом на 25 км на возвышенности.
И вне религии есть случаи, когда архитекторами используется длина лестницы для того, чтобы обратить внимание на то событие, которому памятник посвящен, чтобы люди, идущие к мемориалу, задумались над событием или над личностью. Например, Чкаловская лестница или знаменитый Мамаев Курган.
Поэтому за этими несколькими словами Иисуса Христа в начале притчи (ВЗОШЛИ В ХРАМ) стоит целая картина того, что по дороге к Храму у идущих в него людей уже формировались некие особые религиозные переживания, мысли.
Люди, идущие в Храм, а точнее - поднимающиеся - понимали, к Кому они идут - к Всевышнему. Не к какому-то равному себе, а даже выше, чем к правителю страны. Они шли к Царю Царей.

1.2. Отделения в Храме

Но дорога к Храму была не единственным элементом, который указывал на счастливейшую возможность молиться Богу. В Иерусалимском Храме, подобно как и в Скинии, были отделения. Там был двор язычников, дальше которого могли пройти только евреи. После был женский двор, и далее могли пройти мужчины.
Это еще одно то, что напоминало заходившим в Храм о благоговейном присутствии пред Богом. Дворы в храме показывали на некую иерархию. И чем дальше человек проходил, тем больше у него было привилегий, дерзновения, права. И в тоже время отвествтенности.
Иисус не зря сказал одну притчу:

Лук.14:7
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Притча Иисуса о молитве фарисея и мытаря тоже говорит о гордости и превозношении тщетном. Где встал фарисей? Точно это не указано. Но по сравнению с мытарем, ставшим позади, мы понимаем, что место, занятое фарисеем, было, скорее всего, посреди.
Фарисей полагал, что заслужил стоять пред Богом. Ведь он праведен. На Востоке очень важно всегда было, в каком месте ты находишься по отношению главенствующему. Например, у Иакова есть такое предостережение:

Иакова 2
… если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Итак. Отделения в Храме фарисеем были воспринимаемы как напоминание не о том, что он пришел на общение со Святым и Праведным Богом, а о том, что праведный фарисей пришел на общение с Богом.

2. Молитва фарисея

То, что молитва фарисея начинается со слов БОЖЕ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ это хорошо. Но, к сожалению, на этом весь добрый пример его молитвы в этой притче и заканчивается.

2.1. Адресация молитвы фарисея

Но давайте посмотрим, кому была адресована молитва фарисея. И пусть нас с толку не собьют те самые первые слова этой молитвы.
В синодальном переводе написано, что фарисей молился САМ В СЕБЕ. Но в других переводах встречается вариация САМ К СЕБЕ. И действительно, когда мы читаем молитву фарисея, то видим, что он просто декларировал Богу, какой он праведный, но не искал, в чем еще ему нужно исправиться. Этот фарисей считал, что достиг уже праведности.

2.2. Анализ молитвы фарисея

И с одной стороны он имел право так думать. Фарисей Савл свидетельствовал о себе, что по правде законной он непорочный.
И кто-то скажет: «Но ведь тогда еще были времена закона, и фарисей имел твердые основания именно таким образом приходить к Богу».
Но все же Иисус данную притчу рассказал к тем, которые уверены были о себе, что они праведны.
Да и все бы было не так грустно в молитве фарисея, считавшего себя ну просто образцом праведности на основании закона, если бы не один случай, описанный в евангелие. Это случай общения Христа с богатым юношей. Все вроде правильно и праведно было в его жизни. Но он подошел к Иисусу, как к раввину и поинтересовался, что ему не достает до того, чтобы достичь вечной жизни. И ведь все он делал правильно. Исполнял заповеди. И то, как у Марка написано, что Иисус полюбил этого юношу, говорит о том, что это была чистая правда. Но где-то внутри этот юноша чувствовал, что ему все же что-то недостает. Так что можно исполнять все заповеди и быть по правде законной непорочным, но иметь в себе при этом что-то, что мешает достичь праведности.
Имеется письменное свидетельство, что равви Джакая сказал как-то: "Если в мире только два праведных человека, то они я и мой сын, если же в мире всего только один праведный, то это - я!"
Да, фактически фарисей ходил в храм не молиться, а сообщать Богу, каким благородным он является.
Концовка молитвы (так называемой молитвы) фарисея также напрягает слух, учитывая, что Иисус сказал перед притчей об унижении других.

Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как … как этот мытарь

Да, мы должны благодарить сегодня Бога, что он спас нас, наш разум от стихий этого мира. Но при этом мы должны избегать уничижения других. Если мы, например, молимся Богу и благодарим Его, что регулярно посещаем собрания, то правильным ли будет то, что при этом мы указываем, что кто-то не делает этого? Или правильным ли будет то, что я, например, благодарю Бога, что он дает мне способность проповедовать качественнее другого?! Это будет неправильно. Мы это увидели.

1Кор.13:4
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

3. Молитва мытаря

Что же, теперь мы добрались и до мытаря. Иисус в притче не привел просто молитву фарисея и поддал ее критическому анализу. Не даром здесь присутствует молитва и при том молитва мытаря.

3.1. Кто такой мытарь

Сначала давайте вспомним, кто такой мытарь. Тогда Израиль был под властью Рима. И это было для Израильтян игом. Они платили дань. Как когда-то на Руси платили дань татаро-монголам, иго которых тяжелела над нашей страной. Но если татаро-монголы сами собирали дань, приезжая в русские города и села, то при Римской власти над Израилем среди израильтян были люди, собиравшие налог для оккупантов. И они считались предателями. Предателями, такими же, как во время войны с фашистами, полицаи. И на территории нашей страны среди русских, эстонцев, белорусов, так и во время оккупации Польши среди евреев находились те, кто брал на себя роль полицая, тешась наивной надеждой, что переживет притеснения.
Мытари собирали налоги для Рима. И их вполне обосновано считали предателями. Они были изгоями. И с одной стороны их жизнь была обеспечена, защищена со стороны Рима. Но с другой стороны они испытывали на себе от своих собратьев евреев чувство отчуждения. И вот этот самый мытарь также взошел в Храм молиться.
Когда Иисус рассказывал притчу, представьте себе реакцию слушателей на появление в ней тех или иных персонажей. Двое взошли в Храм помолиться. Кто же они. Один фарисей. И присутствующие уважительно: «О, фарисей!». И мытарь. И слушатели сморщились: «Мытарь!». В мультипликационной экранизации евангелия был яркий момент, что когда Иисус рассказывал притчу о добром самаритянине, то один из слушателей, услышав о национальности данного персонажа притчи, ассоциативно занегодовал.
Мытарь взошел в Храм помолиться. Не смотря на обеспеченность жизни, он искал Бога. Как и фарисей он прошел длинный путь к Храму, миновал двор язычников, женский двор, и наконец очутился в зале, где он мог совершить молитву. В отличии от фарисея, он осознал значение и лестницы и иерархии дворов. Потому что он встал позади.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо

3.2. Анализ молитвы мытаря

Какова же была сама молитва мытаря. Согласно ее содержанию, мы видим, что он испытывал чувства раскаяния:

ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику

Конечно же, данная молитва не может стать образцом и нашей. Библия учит нас молиться не в этих нескольких словах. Мы имеем образец молитвы Отче наш. Также в Новом Завете описаны молитвы Христа, апостолов и других положительных героев веры.
Но тем не менее в Своей притче Иисус приведя пример молитвы мытаря, обрисовал общую концепцию молитвы покаяния.
Здесь есть и обращение. Обращение к Богу. Есть взывание к милости Божьей. А благодать и милость суть одно. И также есть признание своей греховности.
Но самое главное, что Иисус подытожил эффект от молитвы фарисея и эффект от молитвы мытаря. Хотя в этом тоже есть разночтения.
В синодальном переводе написано

Сказываю вам, что сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]

И из этого варианта мы видим, что оба они были оправданы. Но мытарь в большей степени, чем фарисей.
В других переводах написано, что мытарь лишь ушел оправданным. И данный вариант тоже верен, ведь фарисей-то не пришел искать себе оправдания. Он этого не просил у Бога. Фарисей лишь пришел заявить, какой он праведный.
Если вы молитесь и превозноситесь над другими в своем сердце, то получите ли оправдание от Праведного и Оправдывающего?
Иисус не даром учил:

Матф.7:7
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Фарисей ничего не просил, а пришел лишь продиклорировать свою праведность. Мытарь, ощущая на себе тяжесть судьбы изгоя, просил милости у Бога для своей грешной жизни, и получил оправдание.

ВЫВОДЫ

Итак, притча, рассматриваемая сегодня нами, была рассказана Христом с определенной целью: показать, что опасно считать себя праведным и уничижать других.
Мы должны понимать, к Кому мы приходим в молитве сегодня, пусть нам и не предстоит преодолевать такие же лестницы к Храму и дворы в нем. Мы всегда должны помнить, что Бог Святой, Всевышний. Молитва должна совершаться в благоговеянии.
Сегодня мы молимся во имя Иисуса. Это он открыл нам путь новый и живой к престолу благодати. За это тоже благодарность Богу.
Мы получил то, что просим. Фарисей щеголял и не искал оправдания. Мытарь молил о милости. Он ее и получил.
Мы не имеем право превозноситься над другими даже самыми отпадшими. В наших молитвах мы призваны благодарить Бога за избавления от сетей мира, но мы не должны переходить границы дозволенного и перейти на подъем своей праведности за счет других.

фарисеи, Бог, молитва, гордость, Библия

Previous post Next post
Up