Говорил неделю назад что-то похожее на
недавние размышления, но все же отвлеченно - адаптированно для слушателей.
ПРОПОВЕДЬ
Казалось бы, о проповеди надо говорить на специальной конференции для тех, кто выходит за кафедру.
Но в процессе изложения можно будет увидеть, что это одинаково полезно и для проповедников и для слушателей.
Для начала хотелось бы прочитать из Библии о проповеди.
Какова ее цель?
Кто должен ее говорить?
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.
1Кор.14:26
Здесь говориться Павлом в основном по теме иных языков и их истолкования, но мы видим, что тут также упомянута Песнь хвалы (именно такой перевод возможен для слова псалом здесь), поучение, а это слово еще переводиться как (учение, доктрина, поучение, наставление, назидание; обучение, преподавание).
Еще один текст из Писания стоит привести.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Еф.4:29
Этот текст часто цитируют о том, как должен вести себя христианин в обществе. Но по тексту речь идет о взаимоотношениях церкви.
Итак, из этих двух текстов мы можем сделать вывод о том, что целью проповеди является - назидание в вере и чтобы доставляло благодать слушающим.
НАЗИДАНИЕ В ВЕРЕ
Назидание в вере, это когда вера не рушиться, а крепнет и растет, становиться больше и выше, и достигает дерзновенных высот.
По сути проповедник должен достигать своей речью вот таких возвышенных целей.
Если же с кафедры выступающий рвет и мечет, рубит уши присутствующих, умаляет благодать и разрушает веру, то проповедь его потеряла истинное значение, которое в нее было вложено изначально.
Если же такие негативные проповеди стали уже стилем говорящего, то это - горе-проповедник.
Его лозунгом может стать следующий слоган: «У вас еще есть вера? Тогда я иду к вам?».
Безусловно, данный стиль не нужно путать с обличением от Духа Святого, когда через проповедника действует Дух Божий и Словом Всевышнего обличаются темные дела людей.
Но и результат от такого следующий: люди каются и, получив встряску, спешат к Богу.
Если же запугивание - лишь стиль проповедника, то и результат плачевный: люди впадают в депрессию, из которой долго не могут выйти, слушатели ощущают лишь безысходность своего положения.
И увы, такие вот проповедники зачастую имеют успех.
Может быть, дело в том, что запугав на основе страшных и обличающих мест Писания, иногда они обретают мощный авторитет.
Бывает и наоборот.
Беспалов рассказывал, что одного хорошего проповедника пригласил пастор церкви, где были большие проблемы.
Пастор пожаловался ему, что он уже "запилил" паству о вреде пива, сигарет, запугивал Страшным судом.
Проповедник не сменил свой стиль - он говорил лишь о славной благодати Христа.
После его проповеди из урн виднелись выброшенные пивные банки и пачки сигарет.
ТЕПЕРЬ СТОИТ ПОГОВОРИТЬ О ВОСПРИЯТИИ ПРОПОВЕДНИКА.
И вначале хотелось бы прочитать текст из послания Иакова, глава 3:
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем.
Многие воспринимают говорящего с кафедры, как некоего идеального человека.
Ну, наверное такие маленькие церкви, как наша, благополучно лишены такого соблазна, благодаря тому, что тесное общение развеет любой ореол проповедующих тут.
Но иногда все же происходит идеализация слушателем проповедника. Части аудитории проповедник может показаться чуть ли не новым святым.
И такое может случиться по трем причинам:
1. Проповедник ведет себя так, будто он и вправду некий святой и непорочный.
Это может идти от него явно: он будет свысока провозглашать какой-то нравственный вопрос из Писания; он никогда не скажет, что имеет проблемы в рассматриваемой им сегодня теме.
А может, и ничего подобного не говоря, манерами и тоном отделить себя от аудитории в статус святоши.
2. Сам слушатель идеализирует проповедника, даже если тот того не добивается.
Может быть, когда-то проповедник сказал то, что очень помогло слушателю, может, это повторилось неоднократно, и слушатель начал возводить проповедника в сан пророка и сосуда Божьего, приписывая в своем воображении то, чего нет и не было в проповеднике.
3. Это тот случай, когда и то и другое вместе.
Так вот. Стоит понимать, что тему, которую уловил и недавно уверовавший человек, он может неплохо сказать в проповеди и даже во время ее изложения, он сам не достиг того на практике, но он видит, что данная тема - истина, и он хочет в ней пребывать.
Конечно же, не имеется в виду какой-то грех, в котором еще, осознавая ответственность, пребывает докладчик.
В таких случае слушателям стоит поступать как в закусочной, где работник вам может подать желе, которое сам не ест.
Или как в классической музыке: вам нравиться произведение композитора, хотя сам он может быть и Чайковским.
О ВОСПРИЯТИИ ПРОПОВЕДИ
Наверное, тут стоит вспомнить принцип поедания рыбы: мы отделяем кости, а мясо едим.
По статистике, а она дошла и до церквей, в среднем слушающие запоминают процентов 10 от всего, что слышали на собрании.
Запоминается для нас самое яркое: это то, что или нашло отражение в нашем сердце, или мы согласились с чем либо логично, или было настолько эффектно подано, что врезалось нам в память, как некий инцидент.
И как на тарелке остаются бывает не только кости, но и голова, хвост рыбы, еще что-нибудь, что не очень нам по вкусу, так и в наше внимание сосредоточенно на том, что нам интересно, что нас захватывает, чем мы озабочены на сегодняшний день.
Но бывает и так, что костей очень много - тех ошибок в проповеди, которые совершает излагающий ее.
Не стоит называть такую проповедь ПЛОХАЯ.
В ней может быть, просто много костей.
А категорично идентифицировать высказанную речь, во время которой зачитывались цитаты из Библии, как отвратительная - не совсем корректно.
Давайте молиться за то, чтобы проповедь всегда достигала цели назидать веру слушающих, умножала благодать в сердцах присутствующих; чтобы не происходило идеализации проповедника ни с его стороны, ни со стороны аудитории.
И чтобы было больше рыбы и меньше костей.