Очень понравилась проповедь о благодати, изложенная сегодня
Максом.
БЛАГОДАТЬ
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:19-26).
Варнава увидел благодать… (спасенные души, преображение жизней, вера, радость…). Но благодать может действовать даже тогда, когда мы ее не чувствуем.
Что такое благодать?
От Иоанна 1 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
В начале было Слово.
Этими словами евангелист обозначает вечность Слова. Уже выражение "в начале" (en arch) ясно указывает на то, что бытие Логоса совершенно изъято от подчинения времени, как форме всякого тварного бытия, что Логос существовал "прежде всего мыслимого и прежде веков" (Иоанн Златоуст)
И Слово было у Бога.
Здесь евангелист говорит, что Логос был самостоятельной личностью.
И Слово было Бог.
Этими Словами Иоанн обозначает божество Слова. Слово не только божественно, но есть истинный Бог.
Оно было в начале у Бога.
Он в начале, т. е. прежде всякого времени или, иначе, вечно стоял в отношении к Отцу как совершенно самостоятельная личность, ничем по природе не отличающаяся от Бога Отца.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Здесь сначала положительно, а потом отрицательно высказывается мысль о том, что Логос открылся в мире прежде всего как Творец его. Он сотворил все (panta), т. е. всякое тварное существо, без всякого ограничения.
И слово стало плотью.
Продолжая речь о Логосе и Его появлении в мире, евангелист говорит, что Логос стал плотью, т. е. человеком (выражение "плоть" обычно в Священном Писании обозначает человека в полном смысле этого слова - с телом и душою).
И обитало с нами.
Принявший плоть человеческую Логос обитал, т. е. жил и обращался среди апостолов, к которым причисляет себя и евангелист.
И мы видели славу Его. Точнее: мы созерцали, смотрели с удивлением, благоговением (eqeasameqa) на славу Его, т. е. воплотившегося Логоса. Слава Его открывалась, главным образом, в Его чудесах, напр., в преображении, которое видеть удостоились только три апостола и в числе их Иоанн, а также в учении и даже в самом уничижении Его.
Полное благодати и истины. Логос здесь назван полным благодати, т. е. божественной любви и милосердия к людям, и истины, которая проявилась и в Его учении и жизни, в которой не было ничего только кажущегося, а все действительное, так что слово было всегда согласно с делом.
Словарь Дворецкого (выборочно)
3) благосклонность, любезность, благожелательность, благоволение, расположение, милость
4) благодеяние, милость, услуга,
9) благодать NT - см. тж. χaριν.
Словарь Даля: Благоволить к кому-либо, значит быть хорошо расположенным, быть милостивым, снисходительным; доброжелательствовать, покровительствовать, принимать участие.
16 И от полноты Его мы все приняли.
Здесь опять продолжает свою речь о Христе евангелист. Теперь уже, однако, он ссылается не только на то, что созерцали одни апостолы, а говорит о том, что все верующие во Христа приняли от полноты, т. е. от чрезвычайного изобилия духовных благ, какие мог даровать Христос, как полный благодати и истины. Здесь указание на замену одних даров благодати другими, все высшими и высшими.
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Мысль о получении верующими благодати от Христа евангелист подтверждает здесь указанием на то, что от Христа действительно произошли, явились благодать и истина. А насколько эти дары важны, это видно из того, что самый выдающийся человек Ветхого Завета - Моисей дал людям от Бога только закон. Этот закон предъявлял человеку только требования, но не давал сил для исполнения этих требований, так как не мог уничтожить в них наследственную склонность ко греху. Поэтому закон был только слугою, пассивным орудием в руках Всевышнего, тогда как о Новом Завете сказано, что он произошел (egeneto) через Христа как от своего владыки (Феофил.). - Благодать и истина.
Из комментариев ЛОПУХИНА
По представлению некоторых людей Бог живет где-то на небе, и Ему нет дела до нас и наших проблем. Но Он расположен к человеку, Он очень любит Его.
Мы можем найти много текстов ВЗ, которые говорят о том, что Бог благоволит к боящимся Его, благоволит к праведникам. Но именно Евангелие раскрывает нам удивительную сторону Божественной сущности - Он благоволит к людям, которые являются преступниками закона и грешниками.
1. Спасение по благодати.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Ин 3:16)
Бог отдал самое дорогое - Сына Своего
Человек ничем не заслужил этой милости, он не имеет на нее никакого права
…потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.3:23,24) (Ефес 2:8-9)
Во Христе человек обретает милосердный Божий дар - жизнь вечная (Рим 6:23).
2. Праведная жизнь по благодати.
Оправдание по милости (благодати) Божьей предполагает не только прощение грехов, но и новую, обретенную благодаря Божьей благодатью праведную жизнь
Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. (Рим.5:17).
… дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. (Рим.5:21)
Митрополит Антоний СурожскийМне вспоминается рассказ из жизни святителя Филарета Московского о том, как в одной деревне был священник пьющий, а в другой деревне все жители спились, и местному священнику там было невмоготу. И Филарет подумал: соединю-ка пьяного священника с пьяным приходом, потому что я все равно ничего не могу для них сделать. Он так и поступил. Пьющий священник пришел в пьяную деревню, обратился к прихожанам и сказал: "Вот каково положение. Владыка отчаялся и в вас, и во мне: мы пьяницы. Но я, как священник, обязан совершать Божественную Литургию каждое воскресенье, в каждый праздник, и на Литургии причащаться, несмотря на то, что я пьяница. Так вот что я вам предлагаю: приходите и будем все вместе причащаться; вместе причащаться, плача над собой, каясь перед Богом о том, что мы недостойны подходить к Нему, но что мы верим в Его милость". И что же случилось? Из жития митрополита Филарета мы узнаем, что от изумления, от благодарности и от действия Святого Духа через таинство и непосредственно на их души, которые открылись Богу, вся деревня начала меняться; через какое-то время пьянство прошло: и священник стал трезвый, и жители деревни стали трезвыми. Вот пример. Они не постились, они не соблюдали строго устава, они пришли к Богу, потому что Он был единственный, Кто их сумел любить недостойными. Есть русская пословица: "Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит"... Вот так и бывает. И я убежден, что если человек по небрежности нарушает какие-нибудь правила, ему надо это ставить на вид. Но если он просто о них не знает или у него не хватает сил, веры, убежденности, что это необходимо или нужно, то надо ему дать опыт близости с Богом, а не требовать с него исполнения правил.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(Титу 2:11-14)
Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1Пет.1:13).
Этот Библейский отрывок является связующим звеном между предыдущим и последующим текстом. Петр говорил о том спасении, которое Бог явил нам во Христе. В последующем о той святости, которая должна быть отображена в нашей жизни.
Духовное побуждение вызвано движущей силой величайших фактов. Динамика этой обязанности зарождена в сердце Евангелия
(J. H. Jowett, The Redeemed Family of God, p. 34.)
В благодати Божьей мы найдем совершенную надежду, которая поможет нам жить, преодолевать трудности, побеждать грех, прощать, любить, молиться… Будуем искать Бога, будем надеяться на благодать, подаваемую нам во Христе.