8 - б/о
Бирманский видеорепортер - 7/10
Сегодня предполагалось посетить немецкий фильм про то, как делают деньги, но опоздал на полтора часа. Следующим по программе были киноальманах "8" о глобальных проблемах человечества с яркими именами в титрах и типичным для социального кинематографа либеральным лицемерием. Go green eco-friendly. Первой шла история Абдерахмана Сиссако (и я не знаю) о маленькой африканской девочке, которая любит гранаты (фрукты), смотрит в окно на уроках и говорит очень дельные вещи про бедность. Этот сегмент - единственное из виденного, что понравилось. Потом был Гаспар Ноэ с новеллой о СПИДе (о чем же еще), сразу узнаваемый по кроваво-красным титрам, превращающим экран в надгробную плиту, после которой мы видим Дьедона Ильбуду, очевидно, умершего 4 года назад. Человек в кадре молчит, человек за кадром под низкочастотный стук сердца рассказывает про свою жизнь с ВИЧ. Сначала кажется дико круто, потом - бестактно, после - жестоко, а он все говорит и говорит. Ноэ, оказывается, снял эту короткометражку еще в 2006 (как и Кэмпион), сейчас вот пристроил. После француза шел прескучный и пребуржуазный Гарсия Берналь про Исландию и Непал - и тут я уже начал клевать носом, после чего отрубился вообще. Миру Наир проспал практически полностью, очнулся на Джейн Кэмпион с совершенно дурацкой историей про слезинки живых детей. Финальным издевательством, после которого пришлось искать выход, стал Ван Сент, который наложил на американских скейтеров статистику в духе "пока вы читали эту строчку, в мире умер один ребенок". Картина имела бы смысл, если бы показывалась бесплатно на Youtube, как бессоновский Home, но зачем тратить деньги на фильм, который посмотрит от силы пара тысяч человек (95 оценок на IMDB) и который нигде не найти? Привлечь внимание людей? На эти деньги можно напечатать сотни тысяч буклетов, помочь тысяче детей, привлечь сотни спонсоров, но в итоге эти деньги были потрачены на прекрасное снотворное, отпуск по рецепту. Уверен, прием в честь премьеры был роскошным.
О тщетности усилий рассказывает и "Бирманский репортер", хотя авторы упорно пытаются доказать обратное. Это почти "
Сальвадор" (тоже на реальных событиях, кстати) в форме докудрамы, причем инсценировки сняты не в стандартном стиле телепьес, а под синема-верите, за что картина и получила 2 премии в Амстердаме и полупустой зал в Октябре; очевидно, все пошли уходить с "Антихриста". Два года назад в Бирме, изолированной от мира стране, почти 20 лет руководимой военной хунтой, прошли "марши несогласных", спровоцированные ростом цен на бензин (и все остальное, соответственно). Сначала это был небольшие группки демонстрантов, одним своим видом провоцирующих агентов в штатском и солдат на насилие перед скрытыми камерами, - политический прием не новый, активно используется и
в России. Отличие от двухголовой в том, что протесты поддержали буддийские монахи, которым религия вроде как запрещает участвовать в политике, но в этот раз Будда разрешил и они вышли на улицы с перевернутыми чашами для пожертвований в знак того, что деньги от генералов им не нужны, - такой вот любопытный штрих к протестующим. Монахов поддержали студенты и прочие слои населения, а партизанам-репортерам оставалось только заснять акты гражданского неповиновения на камеру и переслать по спутнику в европейскую штаб-квартиру, чтобы корреспонденты BBC, VOA и CNN возмущенно поохали в прямом эфире о том, какой нехороший в Бирме режим. Понятно, что главный герой - лишь малое звено в геополитической пиар-войнушке, но фильм дико актуальный в связи с набирающим обороты гражданским журнализмом и вмиг облетевшим мир видео иранской девушки - молодой, красивой, захлебывающейся собственной кровью от пули в сердце. Кроме того, там есть и кинематографический пласт - в Бирме запрещены видеокамеры, поэтому "Видеорепортер" - отчасти фильм про то, как людям не дают снимать кино, но они все равно снимают, - трясущимися руками на маленькие домашние камеры, у которых зерно и картинка мутная, отчего на экране порой чистый импрессионизм, но все равно снимают. Ближе к финальным титрам обстановка в столице накаляется, в результате японского туриста, по глупости показавшегося с камерой среди демонстрантов, убивают почти в упор. Это снимают на видео, с двух ракурсов, которые по традициям снаффа, покажут несколько раз и в замедленной съемке. На эти кадры наложен телефонный разговор такого плана: "Они убили иностранного журналиста? Ты заснял это? Отлично, мы теперь всему миру это покажем!" И в этот момент борьба за свободу слова как-то меркнет, с гнильцой она, оказывается. Особенно, если учесть
достижения свободной прессы на Западе. В итоге смерть японского журналиста и обожженный труп монаха в реке тиражируется всеми новостными синдикатами мира, все, конечно, осуждают, но общая мировая реакция сводится к "мы с вами, пацаны, держитесь". Бунт на корабле подавлен, и жестоко, штаб-квартиру ДГБ (Демократический Голос Бирмы) опечатали, главный герой в бегах, собирает новую армию партизан-репортеров в Тайланде. И при этом утверждает: "Мы сделали это! У нас получилось!"