Главными героями "Антихриста" Ларса фон Триера являются супруги, тяжело переживающие смерть единственного сына. Роль мужа, психоаналитика по профессии, исполняет Уиллем Дефо. Роль жены, уже несколько лет пытающейся закончить диссертацию о преследовании женщин в истории, досталась Шарлотте Гензбур. Помогая супруге справиться с депрессией, охватившей ее после гибели ребенка, персонаж Дефо принимает решение отказаться от прописанного врачом медикаментозного лечения и всецело положиться на возможности психоанализа. Вскоре мужу удается выяснить, что нынешнее психическое состояние его жены каким-то образом связано с ее подсознательным страхом леса, в особенности конкретного леса, носящего красноречивое название "Эдем". Считая, что, только встретив страх лицом к лицу, можно его превозмочь, психоаналитик увозит свою пациентку в тот самый Эдем. События, к которым приведет этот опрометчивый поступок, вызывают в памяти фильм "
Мизери", снятый Робом Райнером по одноименному роману Стивена Кинга. Лечение лишь поначалу окажется эффективным, и очень скоро мужчина становится заложником женщины, чьи подавляемые страхи и сексуальные желания вырвутся наружу, приняв самые гротескные формы.
То, как датский режиссер преподносит нам образ главной героини, дало многим основания говорить о женоненавистничестве. Именно с такой формулировкой экуменическое жюри Каннского фестиваля нынешнего года выдало "Антихристу" специальный "антиприз". Действительно, в картине легко можно усмотреть характерные черты средневекового взгляда на межполовые различия. Женщина рассматривалась в те времена как существо, склонное к заключению союза с дьяволом, поскольку основу женственности, по мнению многих теологов, составляло стремление к плотским наслаждениям. Похоть, в свою очередь, является одной из главных отличительных особенностей демонов. Готовность предать бога схоласты усматривали уже в самом слове "женщина" (лат. "femina"), которое расшифровывалось ими как "маловерная". Очевидно, взгляд на мужчину был тогда противоположен. Мужское начало представлялось разумным, нравственным, способным противостоять искушениям. Хоть прошло несколько веков, следы таких воззрений можно обнаружить и в современной культуре. Всем, например, известно, что логика делится на мужскую и женскую. Причем, говоря о последней, мы подразумеваем нечто полностью алогичное, не поддающееся никакому здравому смыслу.
Оставим, однако, в стороне вопрос, действительно ли режиссер ненавидит женщин, боится он их или нет. Это не так уж и важно. Куда принципиальнее, что средневековый подход к проблеме пола возведен Триером в степень фрейдистской концепции личности. Женщина и мужчина в фильме со всей возможной отчетливостью ассоциируются с теми компонентами психики, которые в концепции Фрейда носят названия "ид" (оно) и "эго" (я). Не вдаваясь в подробности, достаточно будет сказать, первое из них движимо "принципом удовольствия", второе - "принципом реальности". Третья составляющая личности по Фрейду называется "супер-эго" и представляет собой усвоенные в процессе воспитания социальные нормы и предписания. Фактически "супер-эго" - это общество, засевшее у нас в голове и не дающее нам сбиться с истинного пути.
Что же мы в итоге получаем? Когда "ид" и "эго" остаются один на один, выходя из-под контроля "супер-эго" (читай, отправляются в лес), "эго" оказывается не в состоянии сдерживать инстинктивные порывы "ид". Подавленные агрессивность и сексуальность прорываются из глубин бессознательного наружу, сея хаос на своем пути.
Триер называет "Антихриста" очень личным фильмом, даже своим главных фильмом. Давно мне не приходилось видеть, чтоб кто-то "исповедовался", так точно следуя учебнику! Есть такое кино, называется "
Окончательный анализ". Там Ричард Гир играет психоаналитика, которого две хитроумные сестры (Ким Бейсингер и Ума Турман) делают невольным сообщником своего преступления, и распознать обман ему удается еще и потому, что сестры симулируют симптомы психического расстройства буквально в соответствии с трудом Зигмунда Фрейда.