Луна - 6/10
Антихрист - 8/10
В попытке занять место для "Луны" застал умиляющий финал "Комы", где некрасивый мужчина в реальном времени жертвенно совокуплялся с некрасивой женщиной-инвалидом. Вот ведь, лежат перед камерой люди, изображают любовь, сверкая яйцами, - и ведь думают, что это и есть искусство (что есть искусство, со схожими компонентами покажет фон Триер). Куратор Австрии на фестивале пояснил по поводу "Белой ленты" - в Каннах его показывали не на пленке, а в бла-бла-бла формате (думаю, прямо с монтажного стола). В Москве таких проекторов 2 штуки (в том числе и в Октябре), но вот Художественный к шедевру австрийского кинематографиста был не готов.
"Луна" Данкена Джонса - space oddity про одинокого шахтера на одиноком спутнике, все отсылает и отсылает к лучшим представителям научной фантастики в кино, - особенно "Космической одиссее" Кубрика и "
Молчаливому бегству" Трамбулла, а интрига сюжета сводится к вопросу, снится ли Сэму овечка Долли. Компанию астронавту-шахтеру составляет неуклюжий робот Герди - персонаж с богатой историей.
Существует теория, согласно которой большинство роботов в фильмах 70-80хх - зашифрованные геи. Самый хрестоматийный пример - C3PO, конечно же. Год назад Radar Online перед премьерой WALL-E опубликовал "
Краткую историю гей-роботов", но сейчас эта страница не открывается. Лунный Герди, вкрадчиво озвученный Кевином Спейси, традицию продолжает, хотя в фильме, это, пожалуй, самый "мутный" персонаж. По общей гипнотичности, амбициям и невнятности переноса личного опыта на пленку "Луна" больше всего похожа на "Фонтан" Даррена Аронофски, но если последний был выстрадан и оттого мучительно красив, фильм Джонса - все же пустышка с претензией на интеллектуальность. При том, что автор настаивает на научно адекватном сюжете, с точки зрения даже не науки, а просто здравого смысла фильм мертворожденный. Взять хотя бы предлагаемые обстоятельства: Гелий-3 действительно может использоваться в ядерном синтезе и его действительно много на Луне - человечеству хватит на тысячу лет. Проблема в том, что концентрация гелия в реголите - 1г/100т, и доставка с Луны вылетит в копеечку, - гораздо дешевле получать гелий-3 на Земле из воздушных шариков в реакции ядерного деления лития-6. Наверно потому единственной компанией, заявившей о промышленной добыче гелия на Луне, стала РКК "Энергия" - у России денег много, нам можно. Ладно, допустим, нашли деньги и технологии. Но лунное поселение никогда не будет таким, как в фильме. У Херцога во "Встречах на краю..." описана подобная шахтерская база, - прообраз космических колоний будущего. Никто не пошлет человека одного на Луну - только в экипаже. Интерьеры будут удобными для проживания, с широкими кроватями, большими телевизорами, огородом/оранжереей. Ладно, допустим, аутичные интерьеры и когда надо пропадающий робот - дань ретрофутуризму. В чем заключается функция человека на базе в "Луне"? Из того, что показали, - слежение за комбайнами и редкие вылазки с целью замены баллонов и отправка оных на землю, но большей частью безделье. Срок службы - три года. В то время как робот следит и за станцией и за человеком, и с начальством общается, и ремонтирует, и лечит, даже стрижет. Неужели нельзя было автоматизировать процесс? Зачем на этой станции вообще человек нужен? В бесстыжем фильме Роланда Эммериха "
Луна-44" и то более правдоподобная модель добычи полезных ископаемых, чем в интеллектуальной "Луне". Ладно, скрипя зубами представляем, что режиссер подкрутил реализм для рассказа об изоляции, саморазрушении и вселенском одиночестве - но ничего нового мы не увидим, хотя и могли бы. При недостатках сценария, который все время пытается обыграть зрителя, да козырей не хватает, стоит похвалить умение режиссера находить подрядчиков - Луна отлично скомбинирована специалистами Cinesite (это именно комбинированные съемки, как в старые добрые), гипномузыку писал Клинт Мэнселл, а все постеры - шедевры графического дизайна. По Джонсу - парень перспективный, насмотренный и с хорошим вкусом. Еще услышим.
"Антихрист" Ларса фон Тириера - семейные сцены из жизни гуманитариев, посвящены Тарковскому и это не издевательство, как многие считают, - если бы Тарковский снял torture-porn (и просто porn) версию "Зеркала", получилось бы примерно то же самое - с жирными библейскими мазками, многогранным символизмом, расписанными под Северное Возрождение кадрами, разве что стихов закадровых нет. Такое столкновение "высокодуховного" с "низкопробным" вполне имеет право на жизнь (жизнью и называется), но вряд ли придется по вкусу многим. Пока Андрей Арсеньевич переворачивается в гробу, расскажу про сюжет. После феноменального секса в ванной и смерти единственного сына у героини Генсбург развивается тревожный невроз (
!). Ее муж (Дефо) решает лечить ее сам, с помощью когнитивно-поведенческой терапии (
!!!), к сожалению, с осложнениями, против которых медицина бессильна. В качестве основных страшилок выступают миазмы разгоряченного триерского безумия, воплощенные в силы природы (сначала внешние, потом внутренние) - и тут фон Триер дает редкую осечку, которая дорогого стоит. "Хаос правит миром" - действительно unintentionally смешная сцена и в то же время триггер, переключатель, после которого публике сложно воспринимать жутковатую иррациональность Триера всерьез. Если уж смеялись в Каннах... Мораль (помимо размышлений касательно женской природы, вытекающих в апологию гиноцида) на удивление внятна - не трахайтесь со своим психотерапевтом.