Мелодия для шарманки // Melodiya dlya sharmanki (Украина, 2009, 153 мин.)

Jun 25, 2009 03:23

Справедливо все то, что об этой картине Киры Муратовой говорят и пишут, что довелось прочесть отчасти в жж-сообществе и случайно увидеть из поздних телерепортажей.

Фильм, первые тридцать минут которого, мне было страшно от мысли: вот, я смотрю фильм великого режиссера, женщины, практически соотечественника, и мне не нравится. Глаза, привыкшие видеть на экране эстетичность актерских лиц, никак не могли проникнуться к ординарному миру, демонстрировавшему сильнейшую в своей природе несправедливость и равнодушие. Да не просто к людям или животным, а к детям, чей болезненный вид, начинал влиять по ходу событий очень сильно. Не понравилось сильное акцентирование внимания на деталях и символах. Слишком навязчивым казался акцент на ступни, слишком навязчиво много и долго мельтешило «людей», разговаривающих по мобильным телефонам на вокзале, детская актерская игра, казалось, ненатуральной.

Ключевое слово - «казалось». По прошествии какого-то времени, фильм погрузил в себя на столько, что мысль о наигранной игре исчезла. Дети - из поселка, определены в интернат, а Никита даже в интернат для умственно-отсталых, значит, общество не потрудилось разыскать их отцов, кроме которых у них никого нет. Кто дал право судить, и кто точно из нас, зрителей, сможет сказать, что как в реальности такие дети должны говорить. Исчезла раздражающая вначале навязчивость, ставшая представляться гротеском, созданным режиссером. Стиль картины определился, ощущения изменились кардинально. Каждая встреча детей, как снежный ком, нарастала своим выдающимся равнодушием и жестокосердием. Если вначале брата с сестрой игнорировали, то затем их выгоняли, а затем Алену бессердечные люди уже не отпускают. И кто виноват, что отношение к этим детям оказалось таким? Безусловно то, что встречающиеся героям отплатили им, невинным, воспитанным, детям, той же монетой, которой платили им «изуродованные» детские сердца, лгущие, обманывающие, ворующие не от нужды, а потому что это самый легкий способ жизни - вседозволенность и безнаказанность. Но, все же, кто сделал их природу такой? Ответ ясен.

Герои Олега Табакова и Ренаты Литвиновой (в картине состоятельная семейная пара) - одни из самых положительных «взрослых», которые есть в фильме. Мне кажется, что по-другому тут и не могло было быть. Табаков прекрасно сыграл свою небольшую роль, а Рената Литвинова поразила меня своей красотой. И неизвестна внутренняя красота этих героев, но эффект, неоспоримо, был.

Начиная со сцены с шариками, собиравшиеся слезы предательски перестали быть управляемыми. И эти уже тонкие идеологические намеки в картине произвели, действительно, масштабное впечатление. «С любовью».

Конкурс, Кира Муратова, 2009

Previous post Next post
Up