Сегодня посмотрел американский нуар-детектив "Пропавший без вести" и программу документальных короткометражных фильмов.
"Пропавший без вести" способен утомить и наскучить, если не принять "правила игры" с самого начала. Здесь нет динамики, саспенса, погонь, драк... "Я бы лежал тут вечно, если бы не позвонил телефон" - первая фраза фильма вполне передает его темп и стиль - медленный, меланхоличный, почти аутичный, немного брезгливый, насмешливый, и в то же время трагичный... Детектив Росо следит за каким-то типом, за детективом тоже кто-то следит, раз в полчаса детектив получает оплеуху, но сюжет и неубедительная развязка тут не главное. И просто удивительно как в эту неспешную и тихую историю вписалась трагедия Всемирного Торгового Центра.
"Соль" (Австралия) - торжество минималистической красоты природы - соляное озеро Эйр в Австралии не может похвалиться буйством красок или непредсказуемым ландшафтом - блин, он и в Австралии блин, только с соляной коркой. И вот в это место "in the middle of nowhere" год за годом отправляется смельчак-фотограф Мюррей Фредерикс (на фото - центре) и его напарник-режиссер Майкл Энгус (справа). Из 50-60 часов материала скомпонован 28-минутный фильм. Линия горизонта. Звезды. Облака. Соляные фракталы. Палатка. Овсянка. Звонок жене. Это невозможно описать, это надо видеть. Это прекрасно. "Если бы мы сделали фильм длиной в 1 час, получился бы обычный фильм для телевидения" - говорят Майкл и Мюррей зрителям в зале после фильма. И правда. То, что получилось - шедевр.
"До боли" (Польша) - 53-х летний психиатр живет в доме со своей мамой. Психиатр 25 лет не занимался сексом, потому что мама "забраковывает" всех кандидаток. Мама - просто настоящая мамаша Нормана Бейтса из "Психо", только живая, не мумия. Как документальная камера влезла в этот маленький семейный дурдом - непонятно, но факт остается фактом - где-то и сейчас живут эти люди, сохраняя отношения, которые должны были бы закончиться и трансформироваться лет 40 назад... Психиатр всё знает, всё понимает, а сделать ничего не может. Это как теорема Геделя о неполноте - система сама по себе не может доказать собственную непротиворечивость. Короче, ему нужен другой психиатр. И маме тоже.
"На 12 тонов ниже" (Дания) - представленная в аннотации как драма о нечеловеческом выборе - голос или минута славы, фильм на самом деле оказывается короткой историей взросления одного улыбчивового пацана из Дании - ему уже четырнадцать, голос ломается, а как жить без ежедневных занятий в хоре - непонятно. И вроде бы нет никакой трагедии - у всех мальчиков так происходит, но взрослые словно нарочно сгущают краски - делают страшные глаза и завывают: "Ты должен САМ принять решение!" Второй день подряд на фестивале звучит имя и музыка Брамса (вчера - в "Кларе"). Все дело в нем, уж больно высокие ноты нужно брать, чтобы его исполнять. И страшно не то, что голосовые связки болят. Страшно то, что для пацана это - в последний раз. Дальше будет уже совсем другая жизнь...
Все фото:
http://www.flickr.com/photos/kotiki/sets/72157619980893870/