Папа Джованны // Il papà di Giovanna ( Италия, 2008, 104 мин. )
Режиссер: Пупи Авати
В ролях: Сильвио Орландо, Франческа Нери, Эцио Греджо, Альба Рорвакер, Серена Гранди
Фильм участвует в программе Вокруг света
Click to view
«Мамо, а ты ж мени казала» - пела недавно на Евровидении Анастасия Приходько. «Папо, а я ж тебе Казали» - может в тон ей ответить героиня новой ленты режиссера Пупи Авати «Папа Джованны». Потому что так ее зовут - Джованна Казали. Ее отца зовут Микеле, он работает учителем, но главная его задача в жизни - именно эта: оставаться папой Джованны. Что бы ни случилось.
Больнья, 1938 год. Над Европой сгущаются тучи Второй Мировой, но у семейства Казали свои проблемы - их несовершеннолетняя дочь влюбилась до беспамятства, ведет себя неадекватно, и, наконец, оказывается замешанной в историю с убийством другой школьницы… Мать Джованны больше не хочет ее видеть, да и мужа своего она, похоже, никогда не любила - и теперь их ничего не удерживает вместе. В мире, где все семейные и социальные отношения оказались перечеркнуты этой трагедией, остаются только двое - Джованна за стенами психбольницы и ее отец. А на улицы Болоньи начинают падать бомбы…
На прошлом кинофестивале я посмотрел добротный триллер в духе Агаты Кристи «Укрытие» того же Пупи Авати. В его новом фильме детективной интриге нет места - все карты преступления отрыты почти с самого начала повествования. Зрительский интерес здесь поддерживается прежде всего блистательной игрой Сильвио Орландо (Микеле), который за маской вежливой учтивости переживает всю палитру самых невыносимых эмоций - страх за свою дочь, ужас от содеянного ею, чувство вины, жалость, отчаяние… Его герой ни на кого не пытается давить - в силу своего социального положения и склада характера он просто не способен на это - но он может сделать то, на что не способна более сильная духом мать Джованны (актриса Франческа Нери) - просто оставаться рядом с дочерью. 30-летней Альбе Рорвакер досталась непростая роль изображать сначала 16-летнюю девушку-подростка, а потом опустившуюся, безумную личность уже без всяких признаков возраста. Не всегда ей это удается (особенно там, где она играет персонажа вдвое моложе себя), но «папе» удается «вытаскивать» все их совместные сцены.
Фильм смотрится на одном дыхании, хотя ритм повествования неожиданно сбивается в самом конце - сцена расстрела «приспешников дуче» в конце войны кажется приклеенной из какого-то другого фильма. Развязка несколько разочаровывает - она как будто перечеркивает тщательно выстроенные характеры персонажей. Это не «хеппи-энд», и не трагическая развязка. Чем обернется для героев такой исход, заслужили ли они его - пусть каждый зритель решает сам…