Фильм закрытия Фестиваля - "МАРАДОНА ГЛАЗАМИ КУСТУРИЦЫ" - приятно удивил.
Процитирую Юрия Гладильщикова:
«Марадона» - самый экспрессивный по форме и радикальный по содержанию фильм югославского мэтра.... Фильм то и дело прерывается нарезками фантастических голов дона Диего. Таких теперь не увидишь ни на каком Евро. Но Кустурица ценит Марадону не только как виртуоза мяча, но и как политика.
Не зря каждая из нарезок, идущая под ударный напор Sex Pistols (фильм сделан умышленно - едва можно выдержать - громким, потому что футбол уподобляется еще и рок-концерту), завершается анимационной вставкой, как обаятельный Марадона разделывается на футбольном поле со злобной Маргарет Тэтчер, чертом Блэром, у которого рога и хвост, мерзкими Рейганом и Бушем. При чем тут все они? А при том, что победа Аргентины над Англией на чемпионате мира 1986 года, когда Марадона забил два самых знаменитых мяча прошлого столетия (первый - обведя полкоманды, а второй - рукой, заявив потом, что это была рука Бога), стала реваншем за поражение в Фолклендской войне. Не только реваншем Аргентины. Реваншем всего неанглоязычного мира - англоязычному, третьего - империалистическому, антиглобализма - глобализму".
Кустурица откровенно любуется Марадоной, ставшим его другом во время съемок. Любуется его игрой на поле, его татуировками (портрет Фиделя Кастро на ноге и Че Гевары на руке), его выступлениями на стотысячном стадионе рядом с Уго Чавесом и Эво Моралесом (сильнейшие кадры фильма), его женой и дочками, его престарелыми родителями, его друзьями. А друзей у Марадоны - полмира...
Футбольный гений - из аргентинской бедноты, и гордится этим. Он не стесняется рассказывать о страшной наркотической зависимости, которую ему удалось победить и преодолеть, не стесняется нелицеприятных кадров, где он, опухший и одутловатый, плачет, раскаиваясь в своей слабости, не стесняется посылать на три буквы перед стотысячной аудиторией "эту мразь - Буша", он естественен и совсем не похож на звезду, кумира миллионов.
Истинное наслаждение смотреть записи "голов века" - вот где настоящая феерия, это вам не аршавины с павлюченками.
"Едва ли не самое забавное в фильме - рассказ про существующую в Аргентине церковь Марадоны. К Марадоне и мячу полушутя-полусерьезно приспособлены все христианские обряды. Но Кустурицу интересует не Марадона-бог, а Марадона-трибун. Он убежден, что если бы тот не пошел в футболисты, то стал бы революционером уровня команданте Че."
Поняли теперь, дорогие френды, в чем фишка ММКФ?
Вручить Гран-при иранскому фильму, а на церемонии закрытия показать фильм о Марадоне - фильм-плакат, фильм-призыв, фильм-альтерглобалистский лозунг - вот за это стоит поаплодировать устроителям Фестиваля. И пусть Михалков сто раз объясняет выбор фильма закрытия Чемпионатом Европы - мы-то понимаем:))).
Фидель Кастро, Уго Чавес, Эво Моралес, Диего Марадона и Кустурица - вот она, оптимальная компания для финального аккорда...