Два моих фестивальных дня были прямо или косвенно связаны с Китаем. Один фильм был самый что ни на есть китайский, второй - какая страна у нас ближе всего к Китаю? Правильно, Албания:))).
"ВОЙНА НА ДРУГОМ БЕРЕГУ" (реж. Ли Синь, Китай) - китайско-японская военная кампания 1937 года, разделившая Шанхай на две части, и все это - глазами ребенка. Для маленького мальчика всё просто и понятно: с одной стороны, коварные и вероломные злодеи-японцы, с другой - патриоты, бесстрашные герои-китайцы. Река Сучжоу отделяет привычный мир с мамой, папой, друзьями, магазином игрушек от страшного и жестокого мира, где смерть, кровь, боль, все взрывается и стреляет... И только маленький Хайнань может беспрепятственно проникать с одного берега реки на другой, потому что взрослый человек не пролезет в узкую трубу коллектора...
"МАО ЦЗЭ ДУН" (реж. Бесник Биша, Албания)
Не знаю, как вы, дорогие друзья, а я бы на месте фестивального жюри, не мудрствуя лукаво, щедрой рукой отсыпала бы Гран-при режиссеру Беснику Бише и исполнителю главной роли Фадилу Хаса - приз за лучшую роль, и на этом закрыла бы тему:)).
К началу 1960-х Энвер Ходжа ухитрился пересраться со всеми, кроме китайцев, поэтому даже при советской власти коммунистическая Албания оставалась для нас тайной за семью замками. А Мао Цзэдун - это новорожденный цыганенок, появившийся в семье албанского цыгана Хекурана (блестящая роль чумового Фадила Хаса), в чумазом таборе, разбившем палаточный лагерь на берегу реки, на окраине маленького городка… Благодаря чудачеству отца семейства, нарекшего своего девятого по счету отпрыска в честь Великого Кормчего, жизнь цыганского табора резко меняется: семья переезжает из палатки в городскую квартиру, удостаивается регулярных визитов китайского посла и партийных лидеров, приобщается к партийной жизни и даже посещает столичную Тирану:))). Однако папаша, заигравшись и быстро войдя во вкус новой жизни, не обращает внимания, что в высоких кабинетах, где ещё недавно рядышком висели два портрета - Ходжи и Мао - в силу изменившейся политической конъюнктуры остается один...
Кинокритики - авторы рецензий в один голос утверждают, что кино - с политическим подтекстом, типа, высмеивание и обличение коммунистических порядков, приговор режиму и прочая лабуда. Чушь собачья. Это фильм о конфликте традиционного общества с городской цивилизацией. Тот же цыганский табор постигла бы точно та же участь на окраине Вены, Амстердама, Тираны, Парижа или Варшавы. Ни в одной стране мира, будь у власти буржуазия, фашистский диктатор или коммунистическая партия, тебя не погладят по головке, если по ночам ты будешь петь и танцевать в малогабаритной городской квартире, распродашь казённую мебель, вырученные деньги пропьешь и прокутишь, а потом придешь в партком требовать новую на том лишь простом основании, что ты - отец Мао Цзэ Дуна.
Великолепный фильм. Крышесносная музыка, ни одной лишней детали, главный герой - просто кинематографическая находка европейского масштаба. Полюбуйтесь-ка:
Мне было особенно приятно смотреть этот фильм: в позапрошлом году я ездила по современной, постсоциалистической Албании. Там все АБСОЛЮТНО так же. Ничего не изменилось:)).