Китай, XII век. Территория страны разбита на множество «империй» - в каждой свой правитель, свой язык и свои законы. Государство Цзинь присылает к канцлеру империи Сун посла с важным письмом. Глубокой ночью посол убит, а письмо пропало. И без того обеспокоенный слухами о своей лояльности клану Цзинь, канцлер дает своим подчиненным задание - за два часа найти письмо, или их ждет смерть...
В программе 46-го Московского Кинофестиваля «Полноводная красная река» скромно прошла под рубрикой «Блокбастеры народов мира» (в которой с настоящими блокбастерами соседствует и весьма посредственное кино). И никто не выделяет в программе имя режиссера - Чжан Имоу - тот самый, что снял «Героя», «Дом летающих кинжалов» и «Цвета войны», неоднократный лауреат и номинант на Каннскую пальмовую ветвь, номинант на Оскар. Исторический двухсполовиночасовый блокбастер про древний Китай - это же круто!
Впрочем, если ожидать от фильма богатства красок и эпичных батальных сцен, можно разочароваться - почти весь фильм герои разговаривают или бегают между стенами дворца империи Сун (не удивлюсь, если реальные декорации фильма можно уместить на маленькой парковке). Но до чего же это увлекательная история! В фильме более десятка персонажей (во время появления каждого из них на экране заботливо появляется «карточка» с именем и должностью героя), причем появляются они до самого финала. Главных героев двое - бедовый капрал Джан Да и его дядя (почему-то более молодой) Сун Юн - причем в первой же сцене дядя почти убивает племянника (манера убивать всех, кто вокруг сохраняется за персонажами до конца фильма). Круг подозреваемых растет, как и количество трупов. Причем если в классическом детективе «пешек» убивает неизвестный злодей, в «Полноводной красной реке» зритель вполне видит, кто кого убил и за что. Но догадаться о тайных связях персонажей и хитросплетениях сюжета - особенно без погружения в противоречивую китайскую культуру - почти невозможно. Лично мой любимчик в фильме - широколицый хитро улыбающийся господин Ву, вечно теряющий свой кинжал и попадающий в дурацкое положение из-за своих родственных связей.
Что удивляет сильнее всего в фильме - так это его интонация: шутовская-дурашливая. Герои бегают туда-сюда под бодрый китайский средневековый рэп, каждое падение или удар сопровождается закадровым гонгом, как в слепстик комедии - не хватало только смеха аудитории за кадром. При этом в кадре происходит дикая дичь - пытки, сдирание кожи, жену насилуют на глазах мужа, дети теряют отцов, гибнут невинные, палачи издеваются над жертвами... И все это с лихим задорным подмигиванием, мол, вот мы как умеем. Магия кино в том, что это работает (фильм уже называют «китайским вариантов фильма Достать ножи») - во время просмотра испытываешь массу эмоций, и все они - нескучные. За судьбы героев проникаешься, тяжело видеть смерть на экране потешных и достойных героев, и главная интрига остается в конце, причем «Кто убил посла?» далеко не самая главная. Финал действительно неожиданный - масштабный, исторический, и, главное, выводящий на передний план самую неожиданную вещь для исторического блокбастера - поэзию!
Несколько странным мне показалось решение почти весь фильм снять в темно-синей гамме, имитирующей ночь (снимали явно при ярком свете, и потом делали коррекцию цвета). В результате скрадывается глубина и масштаб, картинка «замыливается». Зато с наступлением рассвета уже приевшиеся декорации оживают и выглядят по-новому.
«Полноводная красная река» - это прежде всего остроумный и необычный детектив, который при возможности лучше посмотреть на большом экране. И лучше - дважды, иначе много сюжетных поворотов останутся нераспробованными. Ведь как показывают события фильма, повторение - это очень важно!
https://www.kinopoisk.ru/film/5139258/ #исторический #детектив #ММКФ