Дзига Вертов. Симфония Донбасса

Jun 23, 2008 03:48

Энтузиазм (Симфония Донбасса)
Режиссер: Дзига Вертов (Давид Кауффман)
Документальное кино, 66 минут, 1930 год, черно-белый, озвуч.

dmitri_kamil пишет про фильм Вертова "Симфония Донбасса":
Вертов, с первых кадров своей Симфонией отвечает на извечный вопрос человечества: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Плохо, - по мнению автора, - все, что идет против светлого будущего, то есть темное прошлое. Фильм начинается вполне однозначной сценой: из храма, где, по-видимому, только что закончилась литургия, выходит толпа народа. Мужики-пропойцы, древние бабки и конечно представители интеллигенции. Все крестятся. Кто-то медленно и широко, а кто-то быстро и меленько. Цвет одежды преимущественно черный. Далее, нам показывают, как мужики соревнуются между собой, кто больше выпьет. Естественно, пьют с горла, охотно, и в следующее мгновение мы смотрим на них уже в абсолютно неприглядном невменяемом виде. Вертов, как будто бросает эти кадры нам в лицо и смеется: «Ну что, где ваша Российская Империя? Где великая держава? Остались только безграмотная чернь да ‘чересчур умные’ господа. И вы хотите жить в этом болоте?» Попробуй-ка в 1930-ом году ответь утвердительно.

Стране нужны перемены, нужна новая экономика и НЭП не заставляет себя долго ждать, объявив о начале национализации, коллективизации и индустриализации. Со всем старым решено было покончить. Церковные реликвии выносятся из храмов под ликование народа, кресты снимаются, безграмотность ликвидируется, вера в Бога заменяется верой в то, что Бога нет. Атеизм становится государственной религией...

...СССР - страна идеалистов. Нет, я не против этого, просто идеалы, к сожалению, у всех разные. Простой советский человек вовсе не был наивным, как нам может показаться в Симфонии Донбасса, - он просто искренне верил в идеал. Я опускаю руки и не имею права обвинять его. Могу только порадоваться. Вина, как мне кажется, лежит в идеологии, в которой Человек существует для Системы, а не наоборот. Зачем личности обращаться внутрь самой себя и задавать вопросы? Обратись к партии и получишь все ответы. Ответственность за все происходящие внутри системы должна лежать также на отцах народа, которых Вертов в СД почему-то игнорирует. Ограничивается лишь местными начальниками. Интересно почему? «Здесь, наверное, что-то с совестью» - как сказала жена главного героя в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Это люди, которые все прекрасно понимали и осознавали, но боялись идти против вышестоящего начальства, поэтому шли против совести. Опять таки, дело выбора.
Лейтмотивы фильма - это поезд, несущийся вперед на всех парах и кочегары, подбрасывающие уголь в печку на заводе. Наибольшую скорость поезд развил, пожалуй, во времена холодной войны и гонки вооружения, потом было освоение космоса, изобретение академиком Сахаровым водородной бомбы, и только во времена перестройки, нам стало ясно, что все это время поезд двигался по инерции и вот, наконец, остановился. Нас до сих пор еще потрясывает (по привычке, наверно), как во время движения, хотя на самом деле мы топчемся на месте, в постсоветском болоте. Стоим на перепутье и не знаем, в какую сторону идти, чтобы не повторить старых ошибок...

Также обязательно ознакомьтесь с текстом Корнелии Ичин об этом эпохальном фильме "Пролетариат врасплох: "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова"".

Полезные ссылки, 2008, Кино

Previous post Next post
Up