Жирный котяра рыжей молнией взлетает на дерево, сбивает соловьиное гнездо, и в считанные секунды вместо птенцов остается горстка перьев и костей...
Маленький мальчик с котом под мышкой прокрадывается в сарай, прячет провинившегося зверя в клетку к кроликам и заваливает соломой. Но всё тщетно: отец мальчика, наблюдавший сцену в окно, с ружьём заходит в сарай, слышен выстрел.
Размазывающий слёзы и сопли мальчик сидит перед отцом, национал-социалистским писателем Виллом Веспером, а тот читает ему назидательные стихи о борьбе котов с соловьями.
- Коты, Бернвард, это отродья, евреи животного мира....
1949 год. Фашизм повержен, но миллионы весперов живут в Германии, уйдя во внутреннюю эмиграцию, общество отвернулось от них...
1963 год - молодой студент Тюбингенского университета Бернард Веспер основывает издательство, пытаясь совместить приятное с полезным - заработать на жизнь и пропагандировать марксизм, организует кружки левой студенческой молодежи, где знакомится со своей судьбой, главной женщиной своей жизни -
Гудрун Энслинн, продвинутой студенткой факультета германистики. Начинается бурная, мучительная и изматывающая совместная жизнь-борьба, лидером в которой неизбежно оказывается Гудрун - цельная, последовательная, несгибаемая, страдающая от несовершенств и несправедливости мира, она и духовно, и интеллектуально сильнее Бернварда, разрывающимся между любовью к отцу и стыдом за его нацизм. На третьем десятке лет Бернвард узнает от матери, что обязан Адольфу Гитлеру своим рождением - "отец не хотел детей, но фюреру нужна была смена..."
Фильм Андреса Файеля
"Кто, если не мы" - пока что лучшее из увиденного мной на ММКФ-2011. Драматическая история немецкой революционной "Rote Armee Fraktion", короткая, но яркая жизнь её лидеров, которым довелось родиться в нацистской Германии и увидеть светлый май 1968-го - как же по-разному повлияли эти обстоятельства на каждого! Спаянные единой гражданской, политической судьбой революционеров, объединенные сложными, запутанными любовными отношениями, каждый из них проходит свой собственный путь, и разными путями приходят они к одному финалу - легендарному и трагически предопределенному...
Одно из главных достоинств картины - сочетание гражданского и личностного: богатый исторический материал, масса проливающих свет на историю RAF деталей, названий, имен, черно-белые хроникальные кадры и документы не дают повествованию превратиться в мелодраматический любовный треугольник, ибо запутанным, во многом патологическим личным отношениям героев уделено центральное место. Где грань между свободными отношениями и семьей, что делать, если у партнеров разный диапазон приемлемости, как воспитывать ребенка, если родителям постоянно угрожает арест - на все эти вопросы героям приходится искать ответ на фоне заливания напалмом американскими бомбардировщиками Вьетнама, мощного антиамериканского сопротивления всего мира, Карибского кризиса и революционных преобразований кубинских барбудос. "Вьетнам сражается, Палестина сражается, на Кубе революция, в Париже революция, вся Европа вышла на улицы - и только в сонной Германии ничего.....", - горько признают герои (вам это ничего не напоминает?.....:((()
Фильм трудно назвать гимном немецким партизанам, но и приговором не назовешь - Файель, безусловно симпатизируя красной валькирии Гудрун, одновременно безжалостен к остальным. Безвольный, надломленный Веспер и бездушный бесполый (а точнее, обоеполый) фанатик
Баадер вызывают скорее сочувствие, чем симпатию. Что ж, такая трактовка спорна и для меня, безусловно, обидна, но вполне имеет право на существование. Главной загадкой для меня осталось категорическое отсутствие в фильме хоть каких-то намеков на Ульрику Майнхоф - может, у режиссера к ней что-то личное??... - это при том, что многие РАФовцы выведены в фильме вполне документально и достоверно. При всей разности характеров и масштабов личности всех объединяет готовность к самопожертвованию, отказу от обывательской повседневности, стремление сделать мир лучше. "Ты не несешь ответственности за страдания всего мира", - утешает Рёлер Гудрун, поранившуюся в знак солидарности с пленными вьетконговцами, а она несогласно мотает головой... Позднее, когда Гудрун порвет с оппортунистической СПГ, она припомнит Рёлеру эти слова - способность к состраданию это то, что их неумолимо разделяет. Как сделать так, чтобы боль за одних не приводила к страданиям других - это тот вопрос, который РАФовцам до конца решить так и не удалось... Самоубийство главных героев, совершенное в разное время под влиянием разных обстоятельств, примирило и уравняло их, таких разных и неравноценных...
Файель, разумеется, и словом не обмолвился о том, что есть серьезные сомнения в тюремном самоубийстве Баадера и Энслинн - это бы сокрушило всю концепцию. Если бы в финальных титрах значилась бы всего одна эта фраза, фильм смотрелся бы по-другому...
Кстати, последнюю осужденную по делу РАФ - Биргит Хогефельд - выпустили из тюрьмы на днях. Мостик из прошлого в настоящее длиной в 35 лет....
Я бы с легкостью присудила картине Файеля в том числе и призы за кастинг, лучшую женскую роль. Великолепная Гудрун в исполнении Лены Лауземис - несомненная актерская удача, стопроцентное попадание. Внешне мужеподобная Гудрун на поверку оказывается хрупким, нежнейшим существом, а женоподобный, с длинными ресницами Баадер - холодным и жестоким.
В очередной раз поразилась мудрости фестивальных аннотаций на сайте ММКФ:)))) - это надо ухитриться вообще не назвать имен главных героев, сведя синопсис к какой-то тупой подростковой мелодраме:)). Обычный зритель, прочитав про "секс, наркотики и рок-н-ролл" вообще вряд ли догадается, что фильм стоит посмотреть...
А посмотреть фильм стоит 1 июля в 15-30 в кинотеатре "Октябрь".