Как стать мессией.

Jun 24, 2011 01:53

Сомнения, которые, как и положено, должны раздирать любого порядочного христианина, - это как алгоритм игры «Мафия»: получив карту, рано или поздно приходится решать, за плохих или хороших остальные парни, и стоит ли с ними вообще связываться. Барбара Сасс на 33 ММКФ в конкурсном фильме «Именем Дьявола» очень дельно вспомнила об этом.

image Click to view



Сестра Анна, как и пара ее предшественниц, уже высланных из монастыря, слабо справляется с воспоминаниями о детском насилии и поэтому спит беспокойно, с воплями и истеричным ором. Это ли не повод для матушки-настоятельницы воспринять стигматы и рыдающие кровью иконы как намеки вышестоящей инстанции на греховное и разлагающее влияние внешнего мира? Усердствовать в своем религиозном сепаратизме она намерена с однокашником, отцом Франтишеком, который овладевает сестринским вниманием то ли как мужчина, то ли как духовный лидер. Финал покажет, к чему привела эта попытка «перевернуть» распятие с ног на голову.

«Именем Дьявола» - герметичная драма, нерв которой (что кажется неожиданной удачей) пронизывает структуры, значительно более тонкие и трудноуловимые, чем оккультизм и кровавые кульминации. Хотя бы одна смерть, допущенная Сасс по сценарию, - и тонкокостный скелет картины был бы разрушен. Говорить столь убедительно о вещах, не способных содеять экшена, заведомо не сюжетообразующих, вышло, уделив внимание героине, Анне.

Эластичность веры самой сомневающейся сестры проверяют Люция, потерявшая терпение первая, и соседка по келье Михалина, которая живет эмоциями, не видит в пребывании в монастыре сверхцели и оправдывает платонический интерес к мужчинам фразой о том, что «ведь хорошо, когда человек симпатичный». Анна - посередине: не прочь послушать Джексона, но сдерживает норов, противящийся коллективным сеансам транса и обнесению монастыря колючей проволокой. Противопоставление ее другим, акцент на избранности заметны даже в построении кадра: так, опоздав, Анна просит разрешения присоединиться к трапезе, получает дозволение - но остальные сестры уже закончили. Мир, отождествленный с детской трагедией, с ощущением преследования, со сбившим с ног солдатским строем, напирает, застает ее врасплох - и слова настоятельницы о том, что любое растение важнее людей, кажутся уже не столь бессмысленными.

Все же концентрация режиссерского увещевания сосредоточена во фразе отосланного из монастыря духовника: «На преданность смотрят свысока. Восстания же восхваляют». Чему - преданности или восстанию - посвятить жизнь, в финале Сасс сказать не решилась.

Одними из первых "Именем Дьявола" можно увидеть 25 и 29 июня в "Октябре".

Именем Дьявола, 2011, Рецензии, основной конкурс, ММКФ-33, Барбара Сасс

Previous post Next post
Up