Нет, так решительно нельзя начинать фестивальное кино, когда первые пять минут фильма по рядам идут опоздавшие, аккредитованные или потерявшиеся зрители - в это самое время на экране вперемешку с титровой нарезкой происходит форменный «Пункт назначения 2»: несколько автомобилей на полной скорости разбиваются всмятку, пассажирский автобус кубарем летит по шоссе, сквозь автобус пролетает легковушка… Из покореженного автобуса вылезает порядочно помятый Дэнни Гловер, и тут же на него налетает огромная фура… Последнее, что произносит герой перед тем, как действие отмотают на несколько часов назад: «Дорогая Элис…» Кто такая Элис?!
Мне кажется, давно пора выделить отдельный жанр для фильмов, состоящих из множества слабопересекающихся сюжетных линий, сплетающихся в финале в один гордиев узел: а разрубать его, или нет, это уже дело режиссера. Иногда этот прием срабатывает в романтической комедии («Реальная любовь», «День святого Валентина»), иногда в драме («Магнолия», оскароносное «Столкновение»), но лучше всего - в триллере («11:14»). «Дорогая Элис» начинается, как триллер, но на самом деле это вдумчивая, тонкая и обескураживающая драма, поднимающая такой пласт социальных проблем внешне благополучного западного общества, что диву даешься.
Франсиз (Денни Гловер) - торговец «артефактами» (деревянными безделушками ручной работы), сверхмалый бизнес которого прогорает из-за санкций, введенных на товары, ввозимые из Африки - отголосок 11 сентября. В отчаянии собрать деньги для своей оставшейся в Африке жены Элис, он обращается к социальному работнику Саиду. Саид отказывает ему в помощи по юридически обоснованной причине - «таковы правила». Сам Саид также становится жертвой правил - его срочный перевод больному отцу в Уганду заблокирован по причине проверок «на терроризм» - опять-таки из-за 11 сентября. Уж больно подозрительная фамилия! В это же время жена Саида - 100% шведка - не может продвинуться по службе в юридической фирме по причине того, что ее фамилия будет «плохо смотреться в названии компании». А в это время их ребенок заболевает… А в это время «шведский Якубович» Боссе теряет работу и подозревает жену в измене… А в это время Франсиза обвиняют в изнасиловании, а подозрение падает на Саида… Все это сплетается в такой клубок, что финальную катастрофу, в которой так или иначе поучаствовали все персонажи, воспринимаешь чуть ли не с облегчением - другого пути выхода из сложившегося тупика у героев как будто и нет. Всюду правила. Всюду «винтики системы». И каждый винтик удивительным образом страдает от другого такого же винтика, и конца-краю этой круговерти нет.
Самым здравым человеком во всей этой истории оказывается философски настроенный Франсиз - он, похоже, единственный, кто никого не эксплуатирует - да и то лишь потому, что находится на самой нижней ступени «пищевой цепи» этой страны победившего капитализма. Впрочем, порой хочется скептически заметить, что «они там просто с жиру бесятся» (в конце концов, чего это их всех с такой силой потянуло из Африки в Швецию?), да и пресловутые «правила» оказываются не такими уж незыблемыми - если вдуматься, то сами герои нарушают их на каждом шагу: Саид тотально опаздывает на работу из-за детей, кинозвезда садится пьяным за руль, разгоряченные шведы лупят друг друга за вакантное место на парковке, а боссы юридической фирмы открыто нарушают конституционные права своей лучшей сотрудницы. И уже непонятно, так ли уж плохи эти самые «правила» - ведь без них был бы хаос… Хочется верить, что истина 1) существует и 2) где-то рядом. И Френсиз преподает всем участникам этой истории (включая «отшившего его» Саида) простой человеческий урок. Иногда дело не в правилах. Иногда надо просто помочь тому, кто рядом. И эту истину не отменят никакие 11 сентября… Жаль только, что Элис от этого не легче…