Jun 27, 2010 01:55
Есть в этом какая-то злая ирония - снимать фильм про человека, приговоренного к суду в Европе, и потому не способного покинуть территорию США… Еще до премьеры «Призрака» («Писателя-призрака», если уж переводить полностью) Роман Полански, как вы знаете, угодил в ситуацию прямо противоположную - он, наоборот, с 1978 года не мог покинуть Европу, так как в Штатах его поджидает тюремная камера за сексуальную связь с несовершеннолетней. В 2009 году в Цюрихе вместо вручения очередной кинонаграды знаменитого режиссера отправили под арест… что фактически означает, что «Призрак» если и не окажется последней работой мастера (руководить монтажом ленты режиссеру пришлось прямо из тюремной камеры), то следующего его фильма ждать придется очень долго. Разве что маэстро освоит технику съемки цифровой камерой внутри своего дома, где он сидит под домашним арестом…
На фоне таких событий завязка «Призрака» не кажется уж очень закрученной - бывший премьер-министр Великобритании Адам Лэнг нанимает «литературного негра» для завершения своей автобиографии. Первый черновик заканчивал предыдущий «писатель-призрак», но он - увы - утонул. И, как показывают последующие события, утонул он явно не по своей воле.
Политический триллер - не самый мой любимый жанр. «Дело о пеликанах», «Переводчица», «Львы для ягнят» - вот лишь некоторые приходящие на ум примеры фильмов не плохих, но скучноватых. «Писатель-призрак» - другое дело. Джеймс Бонд встречается с Оби-Ван Кеноби: звучит? Пирс Броснан, несмотря на то, что весь сюжет крутится вокруг его личности, получил не так уж много экранного времени, и, несмотря на это, создал характер, куда более убедительный, чем роль поющего любовника в «Мамма Миа». Юэн Макгрегор и вовсе смотрится в своей роли «хорошего человека в плохих обстоятельствах» как влитой - из недавних его персонажей в переплеты попадали герои «Списка контактов» или «Безумного спецназа». Атмосфера фильма - вполне хичкоковская: дом Ленга на унылом американском островке (снимали по понятным причинам в Германии), кажется, населен привидениями, каждого уборщика и каждую повариху подозреваешь в шпионаже, а уж про «ближний круг» Ленга и говорить не приходится (особенно хочу выделить игру Ким Кэттрелл, более известную как Саманту из «Секса в большом городе»). Всё в доме вроде в порядке, чистота, охрана, сигнализация, а нутром чуешь, что что-то тут нечисто, что опасность совсем рядом, но где она? «Призрак» может похвалиться тем, что при минимуме подозреваемых, разгадать истинную причину всех бед довольно затруднительно. Глядя, как сужается кольцо преследования вокруг бедолаги-писателя (предыдущая биография фокусника далась ему явно легче!), начинаешь ему искренне симпатизировать - и тем более острым становится финал, полностью вынесенный за скобки объектива камеры… Летят страницы чужой биографии, складываясь в буквы «GHOST WRITER». Хотя могли бы сложиться и в более прямолинейное - «FREE POLANSKI!»
специальный показ,
2010