Жизнь на ММКФ протекает лениво, то ли в силу жары, то ли в силу традиционно слабого конкурса фестиваля с традиционно сильной ретроспективной программой. В компанию к маргинальному советскому авангарду в этом году добавили обещавшую быть более интересной широкой публике программу "Секс.Еда.Культура.Слава.", а также политически (и светски) выверенные ретроспективы Шаброля и Бессона (у нас ведь Год Франции). Для тех, кто рисковать не любит, есть программа любимых фильмов поколения "ноль". Сюрпризов здесь нет, все - железобетонная классика, которая есть в локальной сети любого московского ВУЗа. В целом, этот год выглядит бледно, нет громких имен, нет громких названий. Если в прошлом году показывали Ханеке, фон Триера и Валл-И, в этом из громких премьер разве что "Гадкий Я", который заранее сильно и сильно проигрывает третьей "Истории Игрушек", стартовавшей в кинотеатрах на этой неделе.
Первым довелось попасть на "Убийцу с кинокамерой" Роберто Пехо, которого можно было бы назвать хипстерским Ханеке, была бы хоть толика таланта. Фильм досмотрен не был, от оценки воздержусь.
Медитативные "Океаны" Жака Перрена, снятые по мотивам научно-популярных хитов "Птицы" и "Марш пингвинов" и прошлогодней "Земли" от Gucci Group, представляют собой компиляцию морских хитов канала Discovery - киты, дельфины, черепахи, пингвины, каракатицы, акулы и морские котики, касатки и снова киты. Животные сюжеты крутятся вокруг насилия и секса, вяло связывающий их ГЗК проговаривает пафосные, в духе Алберта Гора, речи об устойчивом развитии, подводя все к ожидаемой зеленой морали. По научной и драматургической ценности картина стремится к аквариуму, выделяясь лишь исключительным техническим исполнением - операторская и звукорежиссерская работа исключительны.
"Я - это любовь" Луки Гуаданьино с Тильдой Суинтон в Jil Sander соревнуется с Цай Минляном за звание главной светской картины фестиваля. Рафинированный, подчеркнуто буржуазный и неторопливый фильм о проблемах (главная из которых - похожий на молодого Адама Сандлера повар) из жизни богатого семейства текстильных магнатов Рекки; хорошо пойдет тем, кто любит сопереживать женщинам в рассвете сил и старше и не гнушается постельных сцен с их участием. Зал оживал преимущественно на русской речи Суинтон, особенно на пресловутой "ухе", сыгравшей трагическую роль во всей этой истории. Сам фильм на рыбу и похож - открывает рот, да ничего не слышно. Некоторые сравнивают с фрустрированными мелодрамами Дагласа Сирка, но в отличие от последнего здесь все грубоватыми нитками шито и не слишком изящно.
Сирк вспоминается и при просмотре снятого на коленке за копейки "Замужества Марии Браун", отличающегося от богатой итальянской картины отсутствием микрофонов над страдающими актерами и более качественным исходным материалом. Акцент на драматургии и внутреннем содержании в ущерб внешности вероятно и сделал немецкого режиссера Фассбиндера столь популярным в среде дев с глубоким внутренним миром, в том числе и Екатерины Шагаловой, представлявшей картину в программе "Поколение ноль выбирает". Оригинальная пьеса, действительно, сильна и, пожалуй, наиболее изящно переходит от частного к общему, не скатываясь в китч. В программу "Поколение ноль" попала и экспрессивная картина Элема Климова "Иди и смотри" про малолетнего белорусского партизана, хотя ей, конечно, место в военной ретроспективе. Безупречно снятая, интенсивная и жесткая драма несколько проигрывает в конце (по идеологическим соображениям), оставаясь, тем не менее, одним из лучших фильмов о войне вообще, и особо любопытно смотрится в сравнении с "Мостом через реку Квай" Дэвида Лина, который не столько о войне, сколько о принципах и прожект-менеджменте. "Мост" на самом деле два фильма по цене одного. В первом группа британских военнопленных строит пресловутый мост. Офицеры при этом не желают заниматься физическим трудом, из-за чего подвергаются зверским пыткам (которые в свою очередь кажутся шалостями в сравнении с тем, что творится в белорусских селениях). Во втором фильме группа британских диверсантов собирается этот самый мост взорвать. Так завязывается конфликт, который с искрами из глаз разрешается в финале. Сцена прибытия поезда в "Мосте через реку Квай" - один из хрестоматийных примеров нагнетания напряжения в кадре.
О лучшем (и худшем) фильмах фестваля - завтра.