Когда идешь на фильм из программы ММКФ, озаглавленной "Чеховские мотивы", с первых кадров невольно начинаешь искать эти самые мотивы. Однако при просмотре боливийской картины "
Zona sur", прежде всего, в глаза бросается не наследие русского классика, а манера операторской работы. Практически во всех эпизодах камера движется по кругу. Она то вращается вокруг своей оси, скользя взглядом по стенам помещения, то обходит вокруг обеденного стола, за которым расселись члены семьи, то пролетает по дуге над крышей дома. В фильме есть лишь несколько фрагментов, где отсутствует это круговое движение. Разумеется, при таком способе съемки неизбежно наступают моменты, когда объектив отворачивается от действующих лиц. Данную проблему режиссер решает с помощью зеркал. Стоит камере потерять актера из вида, как тут же на глаза попадается его отражение.
Название картины стоит переводить как "Южный район" или "Южный округ", потому что ее события развиваются в южной части Ла-Паса, месте, где традиционно селились представители привилегированных слоев боливийского общества. В центре повествования быт одной состоятельной семьи, живущей в большом доме с садом. Карола, мать семейства, - бизнес-леди в разводе. У нее трое детей: старшие дочь и сын, Бернарда и Патрисио, фактически взрослые, младший сын Андрес - еще совсем ребенок. За хозяевами присматривают двое слуг: Уилсон, дворецкий, он же повар, и Марселина, садовница, она же горничная.
Сюжет в "Южном округе" практически отсутствует. Основу фильма составляет демонстрация внутрисемейных связей, которые давно сложились и вряд ли теперь изменяться. Взрослые дети не воспринимают мать всерьез, рассматривая ее лишь как источник денег и докучливым моралей. Карола же принимает такое к себе отношение как данность и дает детям наставления скорее в силу привычки, чем из желания что-то изменить. Та же история и со слугами. Им уже несколько месяцев не платят жалование, но они по-прежнему продолжают работать, исполняя волю хозяйки и ее избалованных отпрысков. Единственный протест, что слуги себе позволяют, - это вежливо отклонить какое-либо мелкое поручение или тайком воспользоваться хозяйской ванной.
Подобный расклад уже в начале наводит на мысли, что фильм будет как-то увязан с чеховским "Вишневым садом". Эти подозрения усиливаются, когда становится очевидно, что дела хозяйки идут из рук вон плохо и она очень сильно нуждается в деньгах. Всё окончательно становится на свои места, когда почти в самом финале к Кароле в гости зайдет очень колоритная боливийка и попросит продать дом. Это предложение она подкрепит видом 250 тысяч долларов, привезенных с собой в сумке на колесиках.
Тогда же станет понятно, зачем режиссеру понадобились такие примечательные операторские решения. На протяжении всего фильма мы имели возможности видеть не только его персонажей, но и внутреннее убранство особняка, в котором они жили: дорогую мебель, картины в рамках, многочисленные безделушки, которыми украшен интерьер, цветы и деревья в саду. Именно дом, а не его обитатели, является главным героем "Южного округа".