Происхождение

Jun 21, 2010 02:21


Трудно представить себе менее похожие друг на друга фильмы, чем душераздирающую мелодраму «Соммерсби» (1993) с Ричардом Гиром и Джоди Фостер, психопатологический «Имитатор» (1995) с Сигурни Уивер, 100% голливудскую «Западню» с Шоном Коннери и Кэтри Зитой-Джонс, одиозное «Ядро: путешествие к центру земли» (2003) с Хилари Суонк, и, наконец, «Происхождение» (2009). А ведь все эти фильмы срежиссировал один человек - Джон Эмиел.

«Происхождение» мистическим образом кажется мне связанным еще с двумя лентами: в «Хозяине морей: на краю земли» (2003) Пол Беттани (в роли корабельного врача) и Рассел Кроу исследуют формы жизни на далеких островах, рассуждая о происхождении видов. За два года до этого в «Играх разума» тот же Рассел Кроу и тот же Беттани изображали метания душевнобольного человека, разговаривающего с порождениями собственной фантазии: Беттани был галлюцинацией, а его жена (в реальности) Дженнифер Коннелли - страдающей супругой героя Кроу. «Происхождение» торжественно замыкает этот ряд, и объединяет две темы: теперь Пол Беттани - это сам Чарльз Дарвин, почти весь фильм общающийся с призраком умершей дочери и параллельно создающий свой главный труд - книгу «О происхождении видов». Коннелли таки стала его экранной женой. Вот только в реальности у них детей в 10 раз меньше, чем было у Дарвина с женой Эммой. И Рассела Кроу в фильме нет. Даже странно.

Байопик - непростой жанр: какой период жизни знаменитого человека выбрать, насколько достоверно изобразить его жизнь, что приукрасить, о чем умолчать. «Происхождение» фокусируется на коротком промежутке жизни Чарльза Дарвина (1809-1882) вскоре после смерти его дочери Энни (1841-1851) - вплоть до публикации «О происхождении видов» (1859). Решение спорное - ведь за бортом остается кругосветное путешествие  Дарвина на корабле «Бигль» (1831-1836). Да и образ 40-летнего ученого (Беттани, как ни странно, очень похож на него в этом возрасте) далек от канонической картинки седобородого старика, каким мне помнится Дарвин из школьных учебников. Тем не менее, фильм смотрится на одном дыхании - ведь история отношений Дарвина со своей глубоко религиозной супругой, с современным ему обществом, и личная трагедия, связанная со смертью детей, не может оставить равнодушным - да и смотрится увлекательнее, чем подробный осмотр разделанных голубиных тушек. Что касается путешествия на «Бигле», то оно удачно вставлено редкими «флешбеками», разбавляя мрачную атмосферу затворничества, отчаяния и почти безумия главного героя. В конечном итоге, призрак Энни становится одним из главных персонажей в картине, отвечая на главный вопрос: как решился человек бросить вызов не только обществу - но самому Богу…

2010, вокруг света

Previous post Next post
Up