Ответ на мою статью (
https://mmironov.livejournal.com/55462.html) Сэма Клебанова. Я с большинством его аргументов не согласен, но публикую его ответ, чтобы у моих читателей была возможность ознакомиться с альтернативной точкой зрения
“Могло бы быть и в 10 раз больше смертей.” Утверждение не подкреплённое никакими доказательствами. С таким же успехом можно написать и “в 100 раз больше смертей”. На самом деле, расчёты по методологии модели Imperial College London предсказывали Швеции примерно в 20 раз больше смертей к настоящему времени, но это говорит только о низком качестве модели, а не о том, что могло быть. Я помню, что в марте, когда эта модель появилась и послужила основанием для карантина в UK, Агентство Здравоохранения Швеции заявило что они пользуются другими инструментами и другими моделями, которые предсказывают совершенно другой результат.
“Цель шведской стратегии - выработать у общества «стадный иммунитет», чтобы распространение вируса остановилось само собой.” - очень сомнительное утверждение. “Стадный иммунитет” никогда не декларировался целью шведской стратегии - это скорее интерпретация сторонних наблюдателей. У шведской стратегии всегда было всего две задекларированные цели: сгладить кривую заболеваемости, чтобы не произошло перегрузки структур здравоохранения и защитить самые уязвимые группы риска. Вот эту картинку демонстрируют как главную цель стратегии ежедневно по ТВ:
Что касается “стадного иммунитета”, то его всегда называли неизбежным результатом для всех стран - будь то после массовой вакцинации или после того, как переболеет достаточно высокая доля населения. Но цель шведской стратегии - не “стадный иммунитет”, а наименьшие потери на пути к нему.
“достижение стадного иммунитета требует, чтобы огромное число граждан переболело за короткое время” - неверное утверждение. В Швеции всегда декларировалась цель, что распространение болезни должно быть растянуто на максимально длительное время, а именно этого сценария “огромное число граждан переболело за короткое время” допустить ни в коем случае нельзя.
“Основной аргумент шведских стратегов, что их больницы справляются с наплывом больных, поэтому они могут позволить себе выработку «стадного иммунитета». До настоящего момента это было так, хотя уже есть сигналы, что система близка к полной загрузке” - с этим аргументом вы опоздали примерно на полтора месяца. В конце марта - начале апреля действительно речь шла о том, что больницы в Стокгольме достигнут критической загрузки уже через неделю. Но этого никогда не случилось. В масштабе страны сохранялся резерв из примерно 20% свободных мест в интенсивной терапии. Критические нагрузки в некоторых регионах решались транспортировкой больных в соседние регионы. За время кризиса количество мест в интенсиве было удвоено, но в момент публикации вашей статьи дополнительные места уже начали сокращать, при этом незанятый резерв увеличился до 30%. Сейчас в интенсиве около 380 человек с ковидом. На пике в середине апреля было около 560. Всего на пике было ок. 1100 мест в интенсиве. Сегодня - 948. Больницы, которые вводили кризисный режим работы, уже его отменили.
“ а можно ли достичь этого стадного иммунитета?” Этого действительно никто не знает, поэтому никто его и не обещает и это не является целью - см. выше. Я ежедневно смотрю пресс-конференции Агентства Здравоохранения - Folkhälsomyndigheten (FHM) и они подчёркивают, что вопрос иммунитете пока не выяснен окончательно, но что это наиболее вероятная гипотеза. Возможно, именно поэтому эпидемия в Швеции сейчас явно идёт на спад, особенно в Стокгольме. Но ещё раз - “стадный иммунитет” это не цель. Цель, как и везде, замедление инфекции. С другой стороны, если иммунитета не появится, то это значит только то, что вирус будет и дальше косить население и что тогда? Сидеть всем в карантине пока не появится лекарство? Но на это могут уйти годы… И не факт, что оно появится вообще. Без “стадного иммунитета” шведская модель (жизнь с ограничениями, но без карантина) становится ещё более актуальной.
“На 13 мая в Норвегии зафиксирован ежедневный прирост +1 случай и +1 умерший, в Швеции - +637 случаев и +147 смертей, в Финляндии - +59 случаев и +9 смертей.” Да, но в Швеции периодически делаются анализы неучтённой в предыдущие периоды смертности и это даёт такие пики в статистики, т.к. их добавляют все разом в один день. Я помню пресс-конференцию FHM, где эта цифра (147) была анонсирована как результат анализа данных за предыдущие 2 недели. На на сайте Folkhälsomyndigheten эти данные распределяют по реальным датам смерти. Вы можете смотреть их здесь: https://experience.arcgis.com/experience/09f821667ce64bf7be6f9f87457ed9aa
Пик был 15.04 - 116 смертей за сутки, с тех пор смертность стабильно снижается. И это значительно ниже пиков в Италии, Испании и Франции - даже в пересчёте на душу населения.
“Почему я уверен, что в Швеции занижают статистику?” Потому что вы вообще не в теме, весь этот раздел выдумали из головы и вам очень нравится собственная теория. Поэтому вы в ней и уверены. В Швеции никто не занижает статистику по смертности. Наоборот периодически проверяют все регистры, чтобы отловить и зарегистрировать ранее неучтённые данные и постоянно об этом говорят. Данные по смертности от ковида в Швеции невозможно занизить, т.к. есть прозрачная, точная и открытая для всех статистика общей смертности. Избыточную по отношению к среднестатистической смертность скрыть в принципе невозможно. И Швеция даёт более точные данные по ковиду, чем, например, Нидерланды, Франция, Италия, UK, Испания, Португалия. Есть несколько проектов, которые это отслеживают. Например, NYT: https://www.nytimes.com/interactive/2020/04/21/world/coronavirus-missing-deaths.html?smid=tw-share
И The Economist https://www.economist.com/graphic-detail/2020/04/16/tracking-covid-19-excess-deaths-across-countries?fsrc=scn/tw/te/bl/ed/covid19datatrackingcovid19excessdeathsacrosscountriesgraphicdetail
И там и там точность шведской статистики по отношению к избыточной смертности более 90%. Но об этом говорит и FHM - что текущая погрешность в пределах 10% и они её периодически корректируют - поэтому и появляются всплески вроде 147 смертей за сутки.
По тестированию Швеция действительно отстаёт от всех других скандинавских стран, я об этом писал в своей статье. Но это и не скрывается, наоборот правительство постоянно увеличивает количество тестов и обещает довести их до 100 тыс в неделю. Но официальная позиция FHM - это то, что протестированные случаи лишь вершина айсберга в в реальности их на порядок больше, они об этом говорят постоянно. По их оценкам на один подтверждённый диагноз 75(!) неподтверждённых. Вы уверены, что они занижают? У нас их часто критикуют за то, что из модели сильно завышают количество переболевших. Сейчас делается больше серологическое исследование и реальное количество переболевших станет понятнее.
“ Также непонятно, почему количество переболевших, необходимых для «стадного иммунитета», упало с 60% до 40%? А почему не до 50% или 30%?” Если вам действительно это интересно, то вместо того, чтобы задавать риторические вопросы у себя в ЖЖ вы могли бы ознакомиться с оригинальной публикацией работы (Tom Britton el al), где подробно объясняется почему:
https://arxiv.org/abs/2005.03085
https://arxiv.org/pdf/2005.03085.pdf
“Подводя итог, можно заключить, что шведская модель - это авантюрный эксперимент.” - исключительно ваше личное оценочное суждение, не основанное на фактах. На самом деле шведское правительство исходило из того, что т.н. шведская модель будет работать в Швеции, где население достаточно рационально, хорошо информировано и доверяет институтам власти, поэтому добровольные ограничения и рекомендации дадут хорошие результаты и могут, в отличие от карантина, работать долгосрочно. И это действительно работает, эпидемия в Швеции идёт на спад и большинство регионов имели относительно низкую смертность. У реализации этой модели были серьёзные изъяны: прежде всего в организации работы персонала домов престарелых, недостаточно широком тестировании и, к тому же, власти слишком поздно поняли, что с этническими диаспорами надо вести особые информационные кампании на их языках - этим начали заниматься только в конце марта. Я подробно писал об этом в статье на “Снобе”. Но никакого “авантюрного эксперимента” тут нет - наоборот это предельно рациональная модель предполагающая карантин для больных, самоизоляцию для пожилых и групп риска, и разумные долгосрочные ограничения для всех остальных. Всё это основано на личной ответственности граждан, а не на авторитарных и репрессивных методах государственной власти. А вот жёсткий карантин на пару месяцев всего населения страны - и больных и здоровых - это действительно эксперимент, ничего подобного в истории ещё не было. И цена этого эксперимента для психического и физического здоровья людей и дальнейшего состояния общества пока недостаточно ясна, хотя уже есть основания думать, что она будет достаточно высокой.
Живя в Швеции, я не могу сказать, насколько эта модель будет работать в других странах. Везде есть свои особенности. Но политика карантинов явно не может быть долгосрочной, ослаблять ограничения и приходить к каким-то своим вариациям на тему “шведской модели” придётся подавляющему большинству стран.