Почему МИД продолжает врать по поводу Венесуэлы?

Mar 04, 2019 19:18



На мой пост, обращающий внимание на недостоверность фактов, приводимых сотрудниками МИДа по поводу ситуации в Венесуэле ( https://mmironov.livejournal.com/48097.html ), чиновники МИДа решили ответить (https://echo.msk.ru/blog/echomsk/2382001-echo/). По пяти пунктам из семи они фактически согласились (или не высказали возражений по существу). По двум оставшимся - а именно, про эффект американских санкций и законность Мадуро/незаконность Гуаидо - решили поспорить. Я кратко сделаю обзор тезисов, по которым у МИДа нет возражений, потом перейду к тем, по которым они продолжают отстаивать свою позицию.

Согласны/Нет возражений по существу.
По первым двум пунктам мелкой лжи, которую продвигал бывший посол Ян Бурляй (https://rtvi.com/broadcast/pochemu-sovbez-oon-ne-mozhet-spravitsya-c-venesuelskim-krizisom-diskussiya-na-rtvi/), т. е. по поводу возможности доставки гуманитарной помощи из Бразилии и того, как выглядит граница с Колумбией, у МИДа нет возражений. Как они и написали, на большей части границы просто отсутствует транспортная инфраструктура. Там есть всего 4 возможных точки наземного пересечения границы (три с Колумбией, и одна с Бразилией), и Мадуро их полностью контролирует.

По поводу того, что Венесуэла стоит на грани гражданской войны, у МИДа также нет возражений. Интересно, что ни один из моих примеров, как Мадуро фотошопит народную поддержку, опровергнут не был, зато они написали: «Кстати, недавно одна из оппозиционно настроенных местных журналисток попалась как раз на том, что выдавала фотографию с изображением жестоких действий полиции в Бангладеш в 2010 г. в отношении беззащитного митингующего за свидетельство «репрессий режима Н.Мадуро». Это еще один любимый демагогический прием российских чиновников (кроме, «А ты сам на заводе был?») - «а они тоже так делают». «Оппозиционно настроенная журналистка» признала, что фото из Бангладеш поставила для иллюстративных целей, и ее передергивание не отменяет того, что Мадуро и подконтрольные ему СМИ - знатные фотошоперы. Вот вам еще один пример. Женщина смотрит прямой репортаж гостелевидения с митинга Мадуро, тут же выходит на балкон и снимает тот же митинг ( https://twitter.com/TVVnoticias/status/1091792632177704961). «Это же касается и сильно завышаемых западными СМИ в угаре антивенесуэльской кампании данных о жертвах, которые имели место 23 февраля». Я в своем посте, когда я писал о количестве жертв, ссылался на ТАСС (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6167801). Я, видимо, пропустил момент, когда ТАСС перешел в категорию «западных СМИ».

У МИДа также нет возражений по поводу того, что грузовики с гуманитарным грузом при желании армия Мадуро может легко досмотреть и проверить. Теперь они чуть изменили свою позицию и утверждают: «Как бы то ни было, доставка любых грузов в страну должна осуществляться под контролем официальных властей и с их на то разрешения». Этот тезис я разберу ниже.

Наконец, у МИДа нет возражений по существу, что Мадуро своими призывами к переговорам просто морочит всем мозги, чтобы выиграть время. Я привел три конкретных доказательства, почему это так. МИД не один из доводов не опровергает, и просто продолжает повторять тезис о готовности правительства Мадуро к диалогу с оппозицией.

Теперь перейдем к пунктам, по которым МИД пытается спорить по существу.

  1. Про гуманитарную помощь.
«Как бы то ни было, доставка любых грузов в страну должна осуществляться под контролем официальных властей и с их на то разрешения. Если же речь идет о международной гуманитарной помощи, то она должна осуществляться в соответствии с известным нормативными положениями, в частности резолюцией ГА ООН 46/182, в которой закреплен ненасильственный характер передачи этой самой помощи».
Можно, конечно, вспомнить, какие разрешения получала Россия у официальных властей Украины, когда отправляла колонны белых «КамАЗов» в ЛНР и ДНР (https://www.vesti.ru/doc.html?id=1912092). Но я не сторонник аргументов в стиле «сам дурак», в смысле если Россия внаглую нарушает международное право, то и другим можно. Есть две реальные причины, почему продовольствие и медикаменты не хотят отдавать Мадуро, чтобы он сам все распределял.
- Мадуро, в основном, распределяет еду своим сторонникам (https://www.nytimes.com/2019/02/05/world/americas/venezuela-humanitarian-aid.html). Международное сообщество хочет, чтобы еда и медикаменты распределялись всем нуждающимся гражданам Венесуэлы, а не только тем, кто поддерживает Мадуро. Кстати, именно это является основной причиной, почему Мадуро не пускает в страну гуманитарную помощь. При желании он без проблем может проверить каждый грузовик и убедиться, что там не оружие, а еда и лекарства. Но он не пускает их в страну, потому его главный враг - это как раз продовольствие и медикаменты. Как только он потеряет монополию на распределение скудной еды среди граждан, как только люди смогут получить еду из других источников - остатки его поддержки мгновенно улетучатся (об этом я писал подробно здесь https://mmironov.livejournal.com/47570.html).
- Для подавляющего большинства стран региона именно Гуаидо сейчас является официальными властями Венесуэлы, его не только признали временным президентом все основные страны Южной Америки, но даже проводят с ним встречи на высшем уровне. За прошедшую неделю Гуаидо встретился с президентами Колумбии, Бразилии, Парагвая, Аргентины и Эквадора, причем они принимали его как равного коллегу. Гуаидо запросил гуманитарную помощь у этих стран, и они поставляют ее в соответствии с его запросом.

«Напомним, что 21 февраля с.г. венесуэльской стороне нами были переданы грузы медицинского назначения общим весом 7,5 т.».
Я, конечно, рад, что Россия помогает Венесуэле (кто бы еще нашим пенсионерам помог), но 7.5 тонн - эта капля в море. На границах скопились уже сотни тонн гуманитарной помощи, которую армия Мадуро не пускает в страну.

«Теперь относительно якобы гуманитарного характера помощи, которую США пытались провезти на территорию Венесуэлы. Не знаем, на чем основана Ваша слепая вера в гуманизм американских радетелей за венесуэльскую демократию, но можем утверждать на основе вполне реальных доказательств, предъявленных корреспондентом латиноамериканского телеканала «Телесур» М.Гарсия, что на пепелище одного из контейнеров, которые были сожжены самими же «гуманитарщиками» на венесуэло-колумбийской границе, обнаружена колючая проволока, гвозди, остатки противогазов и другие принадлежности для активного противодействия силам правопорядка. Видимо, это, по мыслям американских кураторов венесуэльской радикальной оппозиции, как раз то, что надо для народа Венесуэлы».
Российскому МИДу давно пора обновить методички 1970-80-х годов, когда вся Латинская Америка виделась как поле боевых действий между СССР и США.
Во-первых, США - далеко не главный поставщик помощи. Она идет также из стран Латинской Америки, Европы и других. Даже Гондурас отправляет гуманитарную помощь в Венесуэлу (https://u-ran.tv/news-2470/). Я был во многих странах Латинской Америки. Гондурас - одна из беднейших. До какого состояния Мадуро и Чавес довели когда-то богатейшую страну региона, что туда Гондурас гуманитарную помощь отправляет! Если у Мадуро и российских чиновников аллергия на США, не пропускайте гуманитарную помощь из США. Но Мадуро не пропускает вообще никакую гуманитарную помощь.
Во-вторых, ссылаться на «Телесур» как авторитетный источник - это как ссылаться на Первый канал и RT. Это промадуровский канал, который финансируется в основном правительством Венесуэлы. Его неоднократно уличали в том, что он искажает новости в пользу правительств Чавеса-Мадуро (например, вот https://www.infobae.com/america/america-latina/2017/12/18/el-doble-estandar-de-los-medios-chavistas-para-cubrir-la-represion-en-venezuela-y-argentina/). Я только что сделал скриншот его главной страницы (наверху). Во весь сайт фото Мадуро и Путина, где написано, что «Россия поддерживает усилия по диалогу в Венесуэле, и что Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность неоднократными заявлениями США, что они хотят начать вооруженную интервенцию».
Журналист «Телесур» Мадлен Гарсия, которая вела репортаж событий 23 февраля, просто украла чужие фото, когда рассказывала о событиях того дня. Причем не просто украла, но и полностью исказила их смысл. Глава МИД Венесуэлы на заседании Совета Безопасности ООН помимо фото с проволокой, показывал также другие фото Гарсии как доказательство того, что митингующие сами подожгли грузовики с гуманитарной помощью. Вот заявление журналистки Карлы Сальседо Флорес, у которой Гарсия украла фотографии событий того дня: «Мадлен Гарсия, журналист Telesur, известная своим предвзятым отношением к режиму [Мадуро] серьезно нарушила кодекс этики венесуэльского журналиста. Коллеги из Telesur, такие как @madeleintlSUR, используют сделанные мной фотографии, которые, по их словам, показывают криминальные действия митингующих, которые поджигают грузовики. Но я, когда делала эти фотографии, увидела совсем другое. Молодые люди, которых я видела, пытались потушить огонь, и в канистрах у них была вода. Я не видела и не чувствовала запах горючей жидкости. Утверждение обратного [как это сделала Мадлен Гарсия] - это безответственно и не соответствует реальности» (https://www.lapatilla.com/2019/02/25/periodista-denuncia-plagio-de-sus-fotos-para-tergiversar-quema-de-camiones-en-la-frontera/ ).
То есть позиция МИДа Венесуэлы и МИДа России основана на сообщениях журналистки, которая поймана на краже контента и искажении его смысла.
В-третьих, даже если мы примем утверждение Гарсии, что в одном из сожженных грузовиков были проволока, гвозди и противогазы, то о чем это говорит? Это говорит о двух вещах:
- Мадуро довел страну до того, что в ней даже гвоздей нельзя купить, приходится контрабандировать.
- Противогазы - это не оружие нападение, а средство защиты. То есть даже если поверить в версию МИДов России и Венесуэлы, никаких средств для атаки на полицию передано не было. Были переданы противогазы, чтобы здоровье демонстрантов не так сильно страдало от распыляемых газов.

  1. Про эффект санкций.
«Отдельного разговора заслуживает тема экономических проблем, переживаемых Венесуэлой, и американских санкций. Само боливарианское правительство неоднократно указывало на изъяны унаследованной им рентной системы хозяйствования, сложившейся в стране еще в XX веке после открытия богатых месторождений нефти. Сильная зависимость венесуэльской экономики от конъюнктуры мировых цен на энергоносители привела к тому, что, когда в 2014 г. она приобрела резко отрицательную динамику, в полную силу дала о себе знать именно эта слабость здешней экономики. Истинным друзьям народа Венесуэлы, коими декларируют себя в Вашингтоне, было бы самое время проявить все свое благородство. Взамен же Каракас в полной мере ощутил силу этой дружбы, когда на него под различными предлогами посыпался просто град санкций. Сейчас же мы видим просто апофеоз этой «заботы» - вместо того, чтобы разблокировать венесуэльские резервы на сумму около 30 млрд. долл., что существенно облегчило бы решение социально-экономических проблем, США бросают подачки в виде сомнительных «гумгрузов», оцениваемых ими в 20 млн. долл. На самом деле действия США являются обыкновенным грабежом и направлены на то, чтобы вызвать социальный взрыв в Венесуэле»

Производство нефти начало падать с первых лет правления Чавеса (https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-01-02/venezuela-oil-exports-slump-to-28-year-low-on-falling-output). Действительно, в нулевые на Венесуэлу (как и на Россию) пролился золотой дождь из нефтедолларов, но как только цены на нефть перестали расти, в экономике Венесуэлы начался кризис. Ответом Мадуро было включение печатного станка, контроль над ценами в магазинах, запрет на покупку валюты и т.д. Это и привело к коллапсу. Несмотря на то, что правительства Чавеса и Мадуро национализировала собственность многих американских компаний, США никакие санкции в ответ не вводили.
Действительно в 2014 г. США ввели первые санкции, но это были санкции не против Венесуэлы, как страны, а против чиновников, которые участвовали в подавление протестов - тогда погибли 42 человека и более 100 получили ранения. Серьезные санкции были введены только в январе 2019 г., когда США перестали покупать нефть и заблокировали активы госкомпании PDVSA. То состояние, в которое пришла экономика Венесуэлы на момент начала 2019 г. - это полностью «заслуга» правительств Чавеса-Мадуро. До января 2019 г. США были основными покупателями венесуэльской нефти, и львиная доля долларов от экспорта нефти шла в Венесуэлу именно из США. Кстати, мне не очень понятно, откуда взялась цифра про «венесуэльские резервы на сумму около 30 млрд», которую активно двигает российские и венесуэльский МИДы. У Венесуэлы и близко нет столько резервов. Мне ни разу не удалось найти подтверждение этой цифры, которая, на мой взгляд, сильно завышена.
США и Великобритания заморозили счета, чтобы Мадуро и его чиновники окончательно не разворовали средства венесуэльского народа. Понимая, что их конец близок, они начали активно пытаться продать золото по серым каналам. Ни о каких интересах народа Мадуро и его команда не думают. Хотели бы помочь людям - пускали бы в страну еду, а не сжигали бы ее на границах. К тому же за последние несколько лет, когда население нищало и скатилось в состояние голода, дети Мадуро и Чавеса вели роскошную жизнь в Европе и США (https://youtu.be/Lsa80ScN0Lw), а его чиновники становились миллионерами и миллиардерами. В конце 2018 г. суд США приговорил бывшего главу национального казначейства Венесуэлы к 10 годам заключения за получение взяток на миллиард долларов (https://www.reuters.com/article/us-venezuela-corruption/venezuela-ex-treasurer-who-took-1-billion-in-bribes-sentenced-to-10-years-idUSKCN1NW201). Счета заморожены потому, что Мадуро потерял доверие. Если он на протяжении многих лет грабил свой народ и перекладывал деньги от нефтеэкспорта в карманы своих друзей, то сейчас, когда он вот-вот потеряет власть, он, скорее, попытается украсть еще то, что не успел. Замороженные средства Венесуэлы передадут под управление демократически избранному правительству.

  1. Про законность Мадуро и Гуаидо.
«Что же касается Председателя Национальной ассамблеи (парламента) Венесуэлы (кстати, лишенной правомочий в соответствии с решением Верховного Суда) Х.Гуайдо, провозгласившего себя главой венесуэльского государства. Так вот Х.Гуайдо - действительно самозванец, и это не вызывает никаких сомнений ни с моральной, ни с правовой точек зрения. В соответствии с венесуэльской Конституцией президент приносит присягу в Национальной ассамблее или в Верховном суде, а не на городской площади.»

С этой формальной точки зрения и Мадуро - не совсем кошерный президент. В статье 231 Конституции Венесуэлы сказано: «Избранный президент приносит присягу в Национальной Ассамблее. В исключительных случаях, когда принесение присяги в Национальной Ассамблее невозможно, президент должен принести присягу перед Верховным судом». Мадуро испугался идти приносить присягу в Национальную Ассамблею, зная, что он выборы сфальсифицировал, и в парламенте, который контролируется оппозицией, его ожидает «теплый прием». Поэтому он сослался на «исключительные обстоятельства» и пошел приносить присягу в Верховный суд, который находится под его контролем (https://actualidad.rt.com/actualidad/301183-venezuela-maduro-tomar-juramento-tsj-asamblea-nacional).
В этом отношении Гуаидо - легитимный глава парламента. Его легитимность как главы парламента не подвергается сомнению ни властью, ни оппозицией. Новый мандат Мадуро, который начался 10 января, не признается ни значительной частью венесуэльского общества, ни странами-соседями. Задача Гуаидо, как временного президента, - проведение скорейших выборов.

«В отличие от Х.Гуайдо законный Президент Венесуэлы Н.Мадуро был избран в ходе открытой избирательной кампании в условиях конкурентной борьбы, получив на президентских выборах 20 мая 2018 г. более 6 млн. голосов избирателей, что составляет около трети всех граждан Венесуэлы, имеющих право голоса. Напомним, что в тех выборах приняло участие три оппозиционных кандидата. Так что говорить о фальсификации, это просто не владеть реальной информацией о ситуации в Венесуэле.»

Многолетнему лидеру оппозиции Энрике Каприлесу, который на предыдущих выборах президента в 2013 г. набрал голосов всего на 1.5% меньше, чем Мадуро (по некоторым данным, Каприлес эти выборы даже выиграл), в 2017 г. запретили занимать госдолжности сроком на 15 лет (https://ria.ru/20170408/1491804571.html). На этих выборах, которые прошли в мае 2018 г., Мадуро остранил от гонки двух сильнейших оппозиционных кандидатов, оставив спойлеров. Но даже Генри Фалкон, роль которого была представлять оппозицию и по завершении гонки сказать что-то типа: «К сожалению, в нашей стране демократы не пользуются популярностью. Мадуро - законно избранный президент», таких слов не сказал, а сказал: «Выборный процесс без сомнения нелегитимен, мы не признаем результаты выборов» (https://www.reuters.com/article/us-venezuela-election-idUSKCN1IL05U). Мадуро привлекал своих сторонников на участки, обещая выдать им еду (https://www.nytimes.com/2018/05/18/world/americas/venezuela-election-president-maduro-food.html). Но даже несмотря на то, что Мадуро завлекал на участки едой, официальная явка составила 46%. Реальная явка оценивается от 17% (http://www.venezuelaaldia.com/2018/05/20/en-cifras-dejan-al-descubierto-la-mentira-de-participacion-masiva-en-comicios/) до 26% (https://www.independent.co.uk/news/world/americas/venezuela-election-2018-nicolas-maduro-a8360771.html). На предыдущих президентских выборах в Венесуэле явка составила 80%.
Я понимаю, что с точки зрения наших властей, выборы, на которых отстранили основных конкурентов, завлекали сторонников на участки едой, фальсифицировали цифры, считаются законными и конкурентными. Но во всем остальном мире это не так.

«Более того, если Х.Гуайдо действительно считает себя законным президентом, то почему же он в течение 30 дней не созвал соответствующие выборы, как это предусмотрено ст. 233 Конституции?»

Власти Венесуэлы постоянно источают угрозы Гуаидо - вернешься в страну, мы тебя арестуем (он сейчас находится за рубежом и должен сегодня вернуться). Ему вставляют все палки в колеса, чтобы он не мог организовать выборы, и российский МИД с издевкой спрашивает: «А что это он выборы в течение 30 дней не организовал?». Потому что ваш подопечный Мадуро этому активно препятствует. А так как армия и полиция все еще находятся под его контролем, Мадуро успешно саботирует процесс организации новых выборов.

«Хотелось бы отметить, что страна до сих пор с содроганием вспоминает события 2017 г., когда на улицах венесуэльских городов в результате кровопролитного противостояния погибло более 150 и ранено около 1 тыс. человек. Кому-то явно кажется, что в топку борьбы за американские интересы в Венесуэле нужно бросать все новые и новые жизни венесуэльских граждан»
Это что, Гуаидо и американцы мирный народ на демонстрациях убивают? Это режим Мадуро уже много лет людей убивает и сажает в тюрьмы за проявление политической активности. Именно по этой причине против чиновников Мадуро США и ввели первые санкции в 2014 г. Гуаидо, наоборот, действует очень аккуратно и призывает только к мирным акциям. Он напрямую говорит своим сторонникам, чтобы не вступали в силовые противостояния с силами полиции и армии. Подчеркивает, что оппозиция выступает только за мирные действия. На настоящий момент все жертвы в политическом конфликте произошли от рук подчиненных Мадуро, а не оппозиции.

Подводя итог, российский МИД продолжает защищать Мадуро. Небензя, Захарова и Бурляй находятся далеко от Венесуэлы, но сотрудники российского посольства там внутри. Они могут пройти по магазинам, посмотреть на состояние больниц и увидеть, как люди роются в помойках. Они могут своими глазами наблюдать, до какого состояния Мадуро довел страну, у которой самые большие запасы нефти в мире.

Previous post Next post
Up