Искоренение бедности с научной точки зрения

Nov 09, 2022 21:02



Прорывист



Слово «бедность» мало пригодно для научного анализа, потому что может выражать слишком много относительных оценок. Поэтому для отсутствия самых необходимых средств существования лучше использовать понятие пауперизма, а для процесса относительного и абсолютного обнищания пролетариата в целом - бедность. Пауперизм, таким образом, является крайней стадией абсолютного обнищания и представлен как странами периферии, так и многочисленными легальными и нелегальными мигрантами в империалистических странах. Коренное «белое» население развитых стран пауперизм практически не затрагивает, так как они многовековой экономической борьбой «заслужили» себе подачки империалистической эксплуатации.



Следовательно вопрос о бедности разбивается на этапы: ликвидацию пауперизма и ликвидацию бедности окончательно. Однако бедность в качестве продукта относительного обнищания пролетариата должна быть четко расшифрована. Дело в том, что жизнь и логика общества, которое в своей основе имеет товарное производство, то есть в котором практически все блага доступны только посредством купли-продажи, накладывает неизгладимый отпечаток на сознание. Всем «воспитанникам» капитализма кажется, что жажда обладания благами - это нормальное состояние человеческой души. Хотя все психически здоровые люди понимают, что основа счастья - это не уходящее в бесконечность множество благ, а достаточное множество, определенным образом, в зависимости от особенностей личности, окружающих обстоятельств и развития культуры, скомбинированное множество благ. Материальное потребление человека должно являться основой для его духовного развития, но не наоборот - подчинять себе духовно человека, как это происходит при капитализме.

Истинное представление о значении для человека любых материальных благ, заключается в том, что они требуются для того, чтобы обеспечить биологическое и социально-биологическое существование личности для её поступательного творческого развития. Нет никакого смысла стремиться к излишеству, роскоши и мещанскому комфорту. Эти потребительские стремления являются следствием слепого господства над личностью внешних общественных сил отношений собственности. Развитие культуры потребления необходимо не путем развития вкусов, а посредством изменения баланса соотношения потребления материальных и духовных благ в пользу поступательного роста последних. В таком случае будет обеспечена гармония развития личности.

Стало быть искоренение бедности не означает неумеренного потребления или перехода к всеобщей роскоши. Наоборот, искоренение бедности возможно исключительно на основе научно-обоснованных и научно ранжированных потребностей. Первичные потребности - жильё, пропитание, медицинское обслуживание, образование, защита ребенка и материнства, защита общественной собственности и социалистического строя. Вторичные потребности - вкусовое разнообразие предметов личного потребления, качественный досуг, разнообразный отдых, коммунальный комфорт, развитие художественных вкусов и т.д.

Субъективно-психологические экономические теории, активно проповедуемые среди либеральной интеллигенции и в системе образования, вообще отрицают возможность научного определения количества и качества потребностей человека. Аналогично такую возможность отрицает и обыватель. Однако, единственным основанием к такому отрицанию служит социал-дарвинистский постулат о том, что счастье одного человека заключается в несчастье другого человека. Иначе никак не объяснить тот факт, что производительные способности человечества достаточны для того, чтобы преодолеть бедность, однако делать коммунистам это запрещается, в силу якобы несовершенства человеческой природы - нельзя, видите ли, определить потребности личности.

Ввиду того, что капитализм своим способом производства материальных и духовных благ постоянно порождает бедность, она в виде последствий следует из основного экономического закона капитализма - закона прибавочной стоимости, конкретизированного к условиям монополистического капитализма. Сущность экономики империализма (т. е. производства и потребления благ) заключается в обеспечении максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей. Значит бедность - прямое следствие неустанной эксплуатации, разорения и обнищания ради максимальной прибыли олигархов.

Первым и важнейшим мероприятием будущей революции будет обобществление, то есть экспроприация средств производства, национализация банков и полный контроль диктатуры рабочего класса над государственными и частными финансами, подчинение народного хозяйства органу научного планирования. Таким образом, прямым следствием и обратной стороной обобществления является всеобщий научный план развития народного хозяйства. Общественная собственность в форме собственности социалистического государства ликвидирует право частной собственности на доход со всего общественного производства. Однако это не означает вульгарного понимания, что прибыль капиталистов, выжимаемая из рабочих теперь, будет просто между ними поделена после революции. Из всей массы дохода социалистического общества целесообразным образом будет затрачено: на возмещение потребленных средств производства, на расширение производства, на обеспечение обороны и поддержание порядка, на издержки непроизводственного управления, на инфраструктуру, образование, медицину, защиту детства, печать, пенсии, культуру и искусства, на содержание нетрудоспособных. Остальное, в форме распределения по труду, идет на индивидуальное удовлетворение потребностей трудящихся. Иными словами государство диктатуры рабочего класса силой принуждения обеспечивает удовлетворение коллективных потребностей народа, а распределение по труду удовлетворение индивидуальных потребностей. Некоторые коллективные потребности существуют в форме удовлетворения индивидуальных потребностей посредством общественных фондов. Например: всеобщий доступ к качественному образованию, с одной стороны, служит общественному благу, так как повышает качество кадров и производственную культуру, с другой стороны, удовлетворяет естественную внутреннюю потребность человека в повышении своей культуры, развитии личности и т.д. Также в досуге и искусствах аналогично сходится индивидуальное и общественное в разумных потребностях. Правильно отдыхающий человек, развивающий свои художественные вкусы и расширяющий мировоззрение лучше работает, следовательно приносит больше пользы обществу. Характерное зло капитализма - частная форма досуга, построенная на индустрии развлечений, полностью подчиненная зарабатыванию денег на эксплуатации низменных чувств толпы.

Когда из под общественного производства будет выбита паразитическая подпорка капиталистического интереса извлечения прибыли из труда, процесс производства и расширенного воспроизводства материальных и духовных благ рационализируется, придет в соответствие со своим действительно человеческим назначением - удовлетворять потребности общества. Значит обретет совершенно иную ценность научно-технический прогресс, технологическое развитие будет прямо служить делу роста производства и освобождения человека от физического труда.

Таким образом, сущность экономики социализма состоит в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

Первые же мероприятия социалистической революции устранят почву для производства роскоши, следовательно и почву производства бедности. Социалистическое общество постольку будет подвержено бедности, поскольку сильны объективные, зачастую внешние, трудности строительства коммунизма - гражданская война, интервенция, угроза войны, форсированная индустриализация, природные катаклизмы. Однако, конечно, социалистический строй, поскольку он экономически более эффективный, чем любой самый развитый буржуазный строй, и с учетом современной технологической развитости производства, по крайней мере в период мирного развития полностью исключает крайние формы бедности и физический голод.

Коммунизм - это общество в принципе без паразитов, а социализм - это первая фаза коммунизма, в которой все паразиты поставлены вне общества, вне закона. Поэтому капиталистическая бедность, во-первых, является порождением капиталистических паразитов - олигархов, банкиров и рантье, во-вторых, следовательно, явление постоянно присущее «цивилизованному» обществу. Социалистическая же бедность - это временное бедствие, вызванное внешними катаклизмами.

По мере строительства коммунизма бедность будет ликвидирована полностью. Более того, не существует никакого другого способа ликвидации бедности, кроме как на базе общественной собственности на средства производства. Все остальные «способы» - жульничество, так как не устраняют её причину из области способа производства. Демагогия о «справедливом» распределении сродни бредням о социальном партнерстве. Капиталистическая экономика движется вперед за счет обнищания пролетариата, следовательно, обещая остановить рост прибыли, демагоги не только идут против всемогущего класса олигархов, но и берутся тормозить развитие экономики. Насколько же нужно бояться революции и экспроприации крупной буржуазной собственности, чтобы лечить мертвого такими припарками?

Постепенно с ростом коммунистических производственных отношений и укреплением строя общественной собственности общество окончательно откажется от недостатка распределения по труду, который уравнивает заведомо неравных, и перейдет к распределению по потребностям.

https://prorivists.org/social_problems_solution/

Революция и решение социальных проблем

prorivists.org

Что делать?

Previous post Next post
Up