Одесский морской порт - крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море.
Летом 1793 года Иосиф Де Рибас назначается начальником строительства крепости Хаджибей и нового порта рядом с ней. Правительство России придавало большое значение экспорту продукции Новороссии и Украины за границу морским путем через Черное море, для чего и закладывался порт.
Начиная с 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья и главным портом России после Санкт-Петербурга. Постоянными гостями порта стали торговые суда со всего Средиземноморья - французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские.
В январе 1803 по указу императора Александра Первого одесским градоначальником (в городе 8500 жителей) назначается католик Дюк Арман Эмманюэль де Ришелье. В порту в это время был только мол Платоновской пристани. Через два месяца после назначения он «выбивает» у правительства понижение таможенных пошлин, что сразу привело к резкому увеличению товарооборота Одессы и всех других русских портов Черного моря.
16 апреля 1817 года новый градоначальник Ланжерон выбивает у правительства первую зону свободной торговли на территории России - порто-франко (Вольную гавань). Одесское порто-франко открылось 15 августа 1819 года и просуществовало 40 лет. Весь город попал внутрь беспошлинной зоны. Естественно, сразу же появилось множество контрабандистов.
В 1828 году на Черном море появился первый почтово-пассажирский пароход (на дровах) «Одесса», построенный на верфях Николаева. Он начал крейсировать между Одессой, Евпаторией и Ялтой. Через год появился второй пароход, уже на угле, «Надежда».
В 1844 году Одесса отмечала полувековой юбилей. В торговле были побиты все рекорды. Одесса вывезла зерна больше, чем все порты САСШ вместе взятые, и в России по обороту уступила только Санкт-Петербургу.
Героическая оборона окруженной Одессы в 1941 году продолжалась 73 дня. Порт облегчил доставку пополнения защитникам города, их снабжение боеприпасами, военным снаряжением и горючим. Через порт эвакуировались жители города, раненые, оборудование заводов. Именно снабжение морем сделало возможным такую длительную и успешную оборону в окружении.
В период экономического кризиса 1990-х произошло снижение объёма грузоперевозок. Одесские моряки поплыли искать счастья и работу в других пароходствах, в основном зарубежных. В 2000-х годах грузооборот порта увеличился.
Технические возможности порта позволяют обрабатывать более 21 млн. тонн сухих грузов и 25 млн. тонн наливных в год. Развитая инфраструктура позволяет доставлять грузы в порт автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом.
Универсальность порта обеспечивает перевалку практически любых видов грузов: нефти и нефтепродуктов наливом, сжиженного газа; тропических и растительных масел, технических масел, контейнеров, цветных и черных металлов; руды, чугуна, сахара-сырца навалом; зерновых насыпью; бумаги, скоропортящихся грузов в таре; различных генеральных грузов в мешках, ящиках, пакетах, бочках и т.д.
Контейнерные терминалы рассчитаны на перегрузку более 900 000 TEU в год. На территории Карантинного мола действует свободная (специальная) экономическая зона "Порто-франко".
52 защищенных причала общей протяженностью причальной линии более 9000 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 100 тыс. тонн, длиной до 330 м и осадкой до 13, 0 м.
Порт может принимать крупные круизные пассажирские суда длиной до 330 метров, осадкой до 11,5 метров и располагает самым современным в Украине морским вокзалом, вокруг которого расположены главные достопримечательности города (Потемкинская лестница, Приморский бульвар и другие памятники архитектуры). Порт может принимать до 4 миллионов пассажиров в год.
Памятник «Жене моряка» открыли 2 сентября 2002 года, в честь годовщины Одессы. Автор памятника - одесский скульптор А. Токарев. Памятник изображает женщину с ребенком на руках, которая смотрит на акваторию одесского порта с площадки импровизированного балкона. У памятника установлен маленький динамик, из которого звучат песни Л. Утесова