основы композиции. Незыблемые.

Nov 19, 2023 18:02


Так вот, триггером, взмутившим с самого глыбокого, самого илистого дна моей памяти мемуарчик о феерически бессмысленном «учебном» задании , была случайная находка в Сети свеженького учебного пособия по композиции, написанного той самой дамой, которая сорок лет назад заставляла нас, покорных и лопоухих, рыть каналы выклеивать из тысячи квадратиков копии с мутных советских репродукций.



Я, наткнувшись, даже глазам своим не поверила -

дама 1946 года рождения в свои семьдесят с хвостиком лет публикует первую книгу? Мож, какая другая Сержантова И. А. есть на свете? Полезла проверять - нет, это точно моя, моя учительница цветоведенья и прочей такой галиматьи для галочки. А ту книгу она, как оказалось, написала не в семьдесят лет, но в шестьдесят. Просто десять лет ждала, пока ЛГАКИ (элегантно, да? этой аббревиатурою у них называеццо Академия  культуры и искусств, куда слили моё когдатошнее художественное училище), пока эти ЛГАКИ найдут ей денег на тираж в 200 экз. При бесплатной, как я поняла, вёрстке, домашней на коленке.



фоточки отсюда

Первым движением сердца у меня даже, признаться, было сочувствие. Когда вся профжизнь увенчивается тиражом твоей первой книжки в 200 экз. за счёт заведения, в котором эта самая профжизнь протекла практически от звонка до звонка, то это, как ни крути, обидно. Даже оскорбительно как-то.
Но я раскрыла книжку, принялась читать - и всё сочувствие немедленно испарилось, мало того - к трёхсотой странице заменилась на диаметрально противоположные чувства. Не то чтобы я ожидала каких-то озарений, но страшно было увидеть, что кочка, от которой я оттолкнулась сорок лет назад, так и стоит в том же болоте, точно такая же, как сорок лет назад.

Учебник я прочла весь насквозь - впрочем, там текста очень мало. Там много подписей под картинками, много списков уч. заданий и контрольных вопросов (на которые в тексте НЕТ ответов - и ответы на которые у приличного искусствоведа приняли бы вид научных статей или даже диссеров), много звонких эпиграфов из хороших книг, а авторского текста там мало совсем, можно за полчаса одолеть.

А можно и не одолевать.

Получить представление о качестве доктрины можно по одним картинкам. Картинки, собсна, делятся на две большие группы - чистый нефигуратив (кистей самого автора и стюдентов ея) и академическая живопись.

Связующих звеньев между этим и тем царством, естессна, нет. Оттуда сюда и туда отсюда не переходят, т.е. учебнег И. А. Сержантовой «учит» чему угодно, но только не тому, как посредством составления мусорных кучек из серых, чёрных и цветных квадратиков, кружочков и полосочек можно выйти на уровень, где вращаются Рубенс и Брейгель, Рембрандт и Моисеенко, Дюрер и Дейнека - да даже хотя бы и какой-нибудь простой заслуженный областного значения. Соединительного звена между абстрактным и фигуративным, между чисто абстрактным и сильно продвинутым в сходство-с-натурою фигуративным в этой книге нет, нет вообще, то есть там нет именно того, в чём и заключается искусство композиции. Нетрудно насобачиццо копировать натуру, нетрудно и наблатыкаться составлять коллажики из кружочков и палочек, но переженить эти два навыка так, чтобы изобразительное было выразительно, а выразительное что-то изображало - в этом и состоит весь челлендж, этому-то и учатся всю жизнь, иначе художник вообще не художник, а фотокамера либо аутист.

Тока нинада нам говорить, что соединительное звено - это когда ты картину классика расчертишь стрелками, дугами и диагоналями, или превратишь её в чёрно-белую окрошку, в набор выкрасок, в контурную сетку. Или когда ты студня заставляешь готовый академический натюрморт или пейзаж переделать в «декоративнуйу композицыю» - это тоже не соединительное звено. Это попытка добыть из вареников творог, а из творога молоко. Или провернуть назад фарш, добытый из жареных котлет. Ну, низвёл ты свою, или чужую, гениальную или так, крепенькую областного значения картинку до схемы - и что нам с того?

Особенно при том, что схемы из стрелочек, пущеных по живым Рубенсам - оне-то дооо, оне ахринеть какие убедительные, а вот схемы из контуров и силуэтиков уже отдают попсой,  схемы же с элементами объёмно-пространственной трактовки, например, с. 267-8, - просто вымученные дохлые высеры.

А от схемы к картинке - слабо? Про восхождение от схемы к образу, к картинке, особенно к точному образу, к хорошей картинке - хде оно? Во всём этом учебнике в триста страниц - ХДЕ?

Соединительное звено возникает только там, где новоначальному студню удаётся, крепко держа за хвост (хотя бы самую элементарную) красоту отвлечённой формы, другой рукой схватить (хотя бы самую несложную) изобразительность. И вот так, одновременно держа этих двух зайцев, ни на миг не отпуская ни первого, ни второго, - постепенно увеличивать размеры зайцев. Это и есть обучение композиции. Задача препода здесь - индивидуально дозировать размеры зайцев и бить по рукам студня, когда он пытается ловить одного слишком крупного, роняя из рук второго. Авторитет учителя на том и стоит, что он сразу примечает, где и насколько уронено, и велит подобрать и догнать и не отпускать.

Но в этом учебнике нет ни одного примера на где и насколько уронено, и ни одного конкретного совета, как догнать и подобрать.

Естественное следствие - учебнег собрал на своих страницах целый каталог (если бы такое подлежало каталогизации), нет, целую складпомойку плохих учебных абстрактных композиций. - Как! - скажете вы, - да разве такое возможно, - плохая абстрактная композиция? онажабстрактная!

Таки возможно. Как бы не старалсо автор программы сохранять нейтралитет, «обучая» «чистой» динамике и статике, «чистому» равновесию и тэ дэ, - никуда не направленнная, не стремящаяся к (хотя бы элементарной) изобразительности абстракция гниёт и протухает сама по себе, сама в себе. Десятки, сотни убийственно скучных, дохлых как по замыслу, так и по исполнению наборов из геометрических форм заполняют страницы этого скорбноглавого труда - особенно страшны ленточные и распространяющиеся композиции, основанные на нутряном убеждении, что всякий, любой мусор, семижды повторенный по вертикали и семижды по горизонтали, уж тем самым превращается в орнамент.

Это только для калейдоскопа, заи, справедливо.

А студням мешают превратиться в калейдоскоп остатки мозгов в галаве. Тот абстрактно-графический мусор, который они повторяют ленточно или по двум измерениям, - недостаточно рандомный, чтобы порождённые простым дублированием ритмы были непринуждённо-приятны.

Как только же, как только эти студни касаются изобразительного (я выше была не совсем справедлива, одно соединительное звенцо там всё же есть, упр. №35, 280-е страницы - студни внезапно от треугольничков и полосок брошены в цветы и травы, им велено сочинять композиции в стиле петрикивськой росписи - почему, кстати, именно петрикивськой? Почему не нормальное евробарокко, которое прямой законный наследник античных акантов и пальметт, а вот эта сельская седьмая вода на киселе? - ну ОК, пусть даже и петрикивськая, но -

Две трети примеров - раздрызганные, кляксоватые, бессвязные и бесхребетные, кислотных колеров. Они кишат элементарными, очевиднейшими  ритмическими ошибками, как тухлятина опарышами. Не лучше, а хуже оригинальных крестьянских размалёвок, не лучше, а хуже стандарта, на который натаскивают в профильных ПТУ. Эти нищасные плоскостопые цветуёчки и ягодки, эти беспомощные, перепутавшиеся, а местами так и просто похабные растительные винегреты суть первая и последняя встреча обучающихся композиции студней - с изобразительностью.

А это ведь конец учебника, предпоследняя тема (всего их тридцать шесть). Конец учебника композиции по программе высшего учебного заведения.
В коронном, тридцать шестом задании они выполнят «эскизы композиции рекламной упаковочной бумаги» и напоследок потерзают Пуссена и Рубенса стрелочками и диагоналями.

И на этом всё, плывите дальше сами, заи. Ирина Александровна вам уже всё сказала.



Двести экземпляров.
Это, конечно, хорошо, но двадцать было бы ещё лучше.

туртоом, школа, текстуратканьбытия

Previous post Next post
Up