В ленте пост - собственно, автоперепост через много лет - цитаты из игумена Вениамина Новика. Запощенной и тогда, и сейчас как нечто умняковое.
Один оттуда пассажик, только один дальше можно не читать:
"Сложное сочетание христианской идеи и национального менталитета порождает политический режим в стране".
Всем ли видно-очевидно, где в этом
(
Read more... )
"Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон"))
Т.е. режим - это производное от христианской идеи и менталитета, правильно я понял? Неизбежно из них двоих вытекающее? И, стало быть, дурных режимов не бывает, если они хотя бы формально топят за христианскую идею (в интерпретации того самого режима). Наличие в обществе христиан, чье восприятие христианства отличается от разрешённого режимом, есессно, не приветствуется - это уже не подлинный и глубинный народ с подлинным и глубинным менталитетом, а всякие там либерасты модернисты окаянные.
(Интересно, а когда одни благоверные цари/царицы свергали других благоверных царей/цариц - это было следствие сдвига в менталитете, или изменение понимания христианской идеи?)
Я вообще не очень люблю спекуляции на тему менталитета. Потому что сей термин столь неоднозначен, что обычно наполняется таким содержанием, которое на данный момент выгодно говорящему ("мы ж русские, мы иначе не могём, у нас менталитет такой").
И почему это менталитет стоит особняком от христианской идеи (если уж мы говорим об исторически христианском мире)? Как будто это не христианство столетиями влияло на умы и формировало личности.
Reply
Reply
Поэтому покойный игумен в данном случае вполне здраво рассуждал. Точно по такой же схеме можно говорить о сочетаниях на индивидуальном уровне: христианин-интроверт, христианин-сангвиник, христианин-аудиал, христианин с шизоидной акцентуацией - это всё реально существующие сочетания, которые можно как замечать в быту, так и, наверное, учитывать в педагогической или клинической практике. На уровне национального характера о подобных сочетаниях тоже правомерно говорить - ровно настолько, насколько вообще правомерно говорить о каком-то едином национальном характере и о какой-то коллективной психике (то есть, как минимум, с большими оговорками - но постоянно же говорят).
Reply
Ну вот поэтому менталитет и является неудачным термином. Научное содержание его размыто, а на бытовом уровне каждый волен интерпретировать его так, как ему больше нравится, произвольно включая или исключая различные составляющие.
Хотя у нас до сих пор менталитет является предметом и научных статей, и диссертаций:))
Механизмы психической жизни, надо думать, у всех homo sapiens содержательно примерно одинаковые (если не брать в расчет различные девиации). И только в таком усредненном смысле и можно описывать абстрактную психику абстрактного человека в вакууме, выдернутого из его социокультурной среды. А вот индивидуальные особенности психики формируются как раз в процессе взаимодействия с этой средой (сложного сочетания факторов, да-да). Поэтому изымать из исторически христианского социума христианский же бэкграунд для того, чтобы посмотреть, насколько хорошо он вкладывается обратно, а тем паче делать на этом основании далеко идущие выводы - достаточно сомнительной ценности манипуляция.
Иными словами, оценить влияние, которое исторически оказало христианство на национальный менталитет/самосознание (и обратно) - вполне законная задача. А отделять менталитет от его составляющих - в этом нет никакого смысла (поскольку напоминает рассуждения в духе "что было бы если бы").
Я не против "психологизма" в определениях, если уж он на данном этапе неизбежен. Но если его можно избежать, то лучше избегать.
Reply
Reply
У меня ощущение, что Вы на два делите там, где можно делить на четыре. Не человек и животное. А - система организма, система личности, социальная система, культурная система. Например. Причём ценности точно компактно расположены только в одной из этих систем (в культурной), а у идей вроде бы вообще своё отдельное царство.
Reply
Которое, согласно доктрине, изменяет личность до глубины печёнок организма, не говоря уж о культурно-социальных профилях.
Reply
Reply
Игумен же видит картинку так, будто дрожжи завсегда можно как бы вынуть.
Reply
Или взять православных русских, трижды: в Сибири, на Ставрополье и в Нечерноземье. Ценности (особенно на уровне догматики) отличаются минимально, а вот обычаи гостеприимства - разные, причём у всех троих разные. И воспроизводиться данный паттерн может без участия как ценностей, так и инстинктов - то есть, не как культурное, не как биологическое, а как социальное. И да - дрожжи можно вынуть или поменять, а паттерн может остаться, он по своим законам существует. Ценности его могут поменять если вмешаются, но сообразуясь с его законами, и всё равно не всегда: многоженство, например, заметно сокращается как социальное явление (и то не до конца), а вот кавказское гостеприимство в Вологде не приживётся, почва не та, даже если на уровне ценностей будет принято решение, что надо бы его внедрить.
Reply
Leave a comment