Японским куколкам 40х - 50-х годов удаётся дожить до наших дней только в том случае, если ими совсем не играли.
Очень уж у них всё хрупкое, всё, кроме голов. Головы же у них феерически прочные, оттого что покрыты гофуном, японской национальной замазкой, которую у нас называют краскою, но которая на деле скорее является левкасом, только вместо мела туда кладут разжёванные растёртые раковины устриц, предварительно отзагоравшие на солнце несколько лет. Просохшее многослойное покрытие этим самым гофуном - твёрдое, как воля самурая, и его можно полировать, резать и гравировать.
Вроде бы оне так и называются - гофун-нингё, гофуновые куклы, и ещё, насколько я поняла, итимацу или ишимацу, но насколько это точно и где граница между этим типом и другими, мне неизвестно (апдейт - см. в каментах уточнения от тех, кто в японской лодке).
Тело же и небольшие подвижные члены делались из композиции, но, в отличие от еропейских микстур, тут уж совсем какая-то хлипкая целлюлозно-клеевая масса, на крахмале, что ли? - невесомая и очень хрупкая, особенно тушка.
Первую свою гофун-нингё (та, что там выше на фотках - это уже вторая) я встретила вот в каком хиросимном виде, тело просто раскрошилось под кимоно.
Члены я ей подпроклеила и подлевкасила, а пузо заменила на новое, крепкое.
А это ея кимоно и жилеточка (вообще-то оно не снимается, это только по случаю аварии оказалось возможным его посмотреть отдельно).
Но вернёмся ко второй гофуновой гейше, с уцелевшим оригинальным корпусом.
Кимоно на них шьются вручную, очень лаконично и грамотно, со всеми многослойными шелками в рукавах и за пазухой, и с ватным валиком по нижнему обрезу, который правильно держит форму.
Девочка у меня называется Мидори - не знаю, почему так, но это так. Возможно, из-за томатного цвета кимоно и томатной формы головы?
Неподражаемое, очень азиатское выражение личика, полное смирения и прочих японских женских добродетелей.
Нижнего белья на ней нет никакого.
Также и обуви не обнаружилось, возможно, я сама сооружу ей гэта, как у этого молодого самурая.
Имя ему, естессна, Дзихэй.
Он несколько моложе Мидори (я так думаю), потому что у него бисквитные ноги.
В кулаке у него отверстие для меча, но меч потерян им на просторах Блохи, поэтому я вооружила его пока что обычной столовой палочкой.
Умилительные эти нарисованные височки и тончайшие веники бровей, наведённые кисточкою из усов крысы, надо полагать.
А также вручную прорезанные по слою гофуна (а не отформованные) глаза, ноздри и прочее.
И огромные буддийские ухи.
А третий нумер в этом постинге - маленькая японка-гайдзинка! Японка она по месту рождения, гайдзинка по типажу, по материалу, по технологии и всему прочему, что ни есть у козака. В 40-е - 50-е годы в Японии действовало множество совершенно европейских лицензионных производств, кукольные в том числе, и отличить их произведения от немок или француженок можно только по фабричной марке, да ещё по определённому характерному типу целлулоида.
Пацаночку с немеркнущим румянцем и жемчужными зупками я назвала Джапкой.
Росту в ней 17 см, натяжка оригинальная немного ослабела, но правильно подобранное бельё помогает держать позу и даже самостийно стоять.
Здоровая, пышущая энергией девка, при одном взгляде на которую внутри включается "Марш энтузиастов".
Примечателен также острый фиксированный взгляд - на фоне плавающих, обращённых внутрь и в никуда глазок Мидори и Дзихэя.
Девочка эта довольно редкая. Японских целлулоидных пупсов той же оккупированной эпохи, вроде
вот этого , называемого там по ссылке редким, я встречала и усыновляла уже не раз и не два, а вот такое чудо вижу впервые, и поиски подобной не дали результатов.
А комбез моей фабрикации, да.