В связи с некоторыми каментами ко
вчерашнему , а также вспоминая тринадцатилетней давности сетевые сражения на ту же тему (вот когда Боголюбскую икону 12 в. в монастыре ни за понюх сгноили), подумала умозрительное -
- а если бы речь шла о передаче в безвозмездное пользование музейных картиниконкартин на иные какие сюжеты? Не на священные? Если
(
Read more... )
Насчёт передачи икон внутри церкви у многих отношение такое. Жил я себе никого не трогал. От прадедушки осталась у меня семейная реликвия - балалайка ручной работы. Сам прадедушка и сделал. Потом играл на ней, передал дедушке. Тот отцу. все были музыкантами. Балалайка, конечно уже и рассохлась и вид потеряла, но это память нашей семьи, связь поколений. Вдруг приходит в мой дом хмырь с горы в компании пары амбалов и говорит: "играть на балалайках теперь запрещено, балалайки подлежат уничтожению, но твоя дюже красивая - мы её в музей сдадим". Потом хмыря прогнали (то ли сам ушёл), и я иду в музей: "а нельзя ли мне мою балалаечку вернуть взад? Она ж типа наша?"
И второй момент - для многих верующих икона - это как бы одухотворённый предмет. Вы можете считать это фофудьёй, но у миллионов людей есть право на фофудью. И тогда отношение к неизбежному разрушению икон и храмов в процессе "эксплуатации" примерно такое: Вот живёт у вас кошка редкой породы и редчайшего, уникального окраса. Приходит к вам зоолог и говорит:
- В интересах науки давайте кошечку безболезненно усыпим в расцвете лет и сделаем из неё прекрасный заформалиненный препарат.
А вы: - пусть доживает, максимум после смерти отдам тело
- да оно тогда уже будет плешивое и кривое
- ничего не поделаешь, значит, обойдётесь без экспоната.
Логика примерно такая. Цветок - чтобы цвести, музыкальный инструмент - чтоб играть. икона - чтобы молиться.
Я не то чтобы очень за передачу, но внутреннюю логику вполне понимаю.
И вашу логику тоже понимаю)) если угробят "Троицу" будет трындец!
Reply
В анекдоте про хмыря и балалайку я не совсем поняла, кто этот хмырь, который пришёл, и которого "потом прогнали". Нельзя ли отчётливо озвучить аллегорию - кто хмырь?
Коллекционеры и реставраторы? Или кто?
Анекдот про кошичку вообще прелесть. В свете того факта, что практически до начала ХХ века в России все кошички (средневековая иконопись) были не в расцвете лет, а в лучшем случае в виде искалеченных похороненных мумий, о самом существовании которых мало кто подозревал.
Понимаете мою логику?
Reply
Всё же по описанной мной логике музеи-коллекционеры имеют полное право на доски, найденные по сараям и расчищенные. Или подаренные музею. А с изъятыми когда-то из храмов - остаются вопросы.
Reply
https://rg.ru/2016/03/10/reg-cfo/vladimir-lik-mater.html - 2016 год, что сейчас с ней - не знаю, если у Вас есть более свежая информация, расскажите.
Но сути дела это не меняет, конечно.
Reply
Reply
Reply
Накосячивший учоный риставратор по крайней мере думал, что поможет больному (вся медицина - следствие таких проб и ошибок). А эти, которые "иконы - фхрам!", плевать хотели и на состояние больного, и, главное, на то, что решение о хранении икон вне действующих храмов принимали такие же христиане, как и они сами. Если не лучшие.
Reply
В случае Подкубенской тоже. Адольф Николаич, когда делал свою вивисекцию, думал как-то примерно так: "Вот сейчас я соскребу до доски эту гадкую никому не нужную фофудью XVII в., и явится подлинная древняя красота". Научная мысль, опять-таки, обогатилась: Э.С. Смирнова (кажется, она) где-то написала в самых тактичных выражениях, что А.Н. был не совсем прав, уничтожая на древней иконе 3/4 живописи, хоть и поздней.
Но в случае Торопецкой - очень, очень трудно предположить добрые намерения у тех, кто содрал с ее оборота живопись вместе с паволокой. Знаете же эту историю?
(И да, все это нисколько не оправдывает "возвратителей во храм", дальше понятная аналогия с медициной, не буду ее развертывать).
Reply
Reply
Иногда срабатывает ведь. Симона Волхва вот тоже кое-кто на руках носил, довольно долго. Я забыл, правда, почему это всё в итоге прекратилось, кажется, он просто был настолько душный, что даже им надоел.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment