Ах, я и не знала в детстве, что такое вообще бывает и можно такое хотеть, эту посудку! Зато теперь стало понятно, я собирала для песочницы всякие мелкие вещи и немедленно встретила и приобрела наборчик китайский дешманский , там супница с ополонничком и три супные тарелочки с подставками. И , конечно, на них напечатаны уточки. Волшебно. В детстве были мини - скалка, мини формочки для печенья, и распарованная видимо из набора сковородочка алюминиевая . И Мэгги Клири вспомнилась. Горестно смотрела Мэгги на бело-синие узорчатые чашки и блюдца с веселыми сказочными деревьями в пушистых цветах, с крохотной пышной пагодой и невиданными птицами и с человечками, что вечно спешат перейти выгнутый дугою мостик. Все это начисто утратило былую прелесть
А что, что туда буровят? Вот почему у дешёвых изделий бывает феерически дрянной черепок, с которого на раз-два лупится глазурь, и после этого он легко впитывает воду, крошится, чернеет и разваливается?
Феерически дрянной черепок бывает от недожёга, когда черепок не спёкся и очень пористый. А раз пористый, то тянет в себя всё, в том числе и микрофлору, и потому чернеет. Фаянс в принципе более пористый, чем фарфор и "каменные массы", имеет другой состав массы и температура обжига у него значительно ниже, водопоглощение значительно больше. А если любую керамику ещё и не дожечь хотя бы до ее положенной температуры, которая у разных видов керамики отличается, то черепок легко крошится. Даже дешевая керамика может иметь довольно прочный черепок, если обжигать но положенную температуру и не экономить на топливе.
Т.е. недожёг сознательно входит в технологию изготовления дешёвой посуды? месят по стандартному рецепту, как и для порядочного - но недожигают?
У меня дело в том что огромный опыт общения именно с битой керамикой всех народов Европы за последние сто пятьдесят лет :-)). Иные изделия для народа можно разламывать руками, и выглядят они на сколе чиста как поролон.
Нет, сознательно не входит в технологию изготовления, но сознательно смухлевать и сэкономить на недожеге игрушек артельщик или фабрикант вполне мог. Например, поставить в горне в то место, где температура ниже на несколько десятков градусов и сервизные штуки, большие по массе, вышли бы гарантированно бракованными, а для игрушек, вроде, и так сойдет. Или у него печь не тянет до нужной температуры. В Горне на разных уровнях температура может быть разной и сильно отличаться. Даже в современных электропечах и газовых отличается. А на игрушках глазурь блестит, да и ладно. Температура обжига фарфора и каменных масс гуляет вокруг отметки 1300 градусов, фаянс до 1200. Для того, чтобы набрать эти 100 градусов при таких температурах, требуется очень много топлива. Кроме того, Фарфор первым обжигом жгут градусов на 900+-50 градусов, а на политой 1300-1320, а фаянс сначала жгут на 1200 - 1250 градусов, а политой на глазурь можно жечь на любую температуру ниже , низкожгущиеся глазури есть от 900 градусов до 1100, и черепок у фаянса так и остается
( ... )
Ага, спасибо. Так я не об игрушках. Кукольные предметы как раз правильные, по чесноку. Плохой фарфор и фаянс встречался мне на взрослой столовой посуде и особенно часто - на крупноразмерных шыкарных декоративных предметах, которые всё равно не моют и с мест не рушат. Пока не грохнут.
Но что замечательно - неужели всё дело в недожоге, и никак не в рецепте? они ведь разные по весу. Хороший старый фаянс очень тяжёлый (умывальные наборы, например, которые ежедневно таскали туда-сюда и стучали ими обо всё). А декоративное фуфло всякое второй пол. прошлого века, при тех же габаритах, - лёгкое. И фарфор старый (первой пол. 19, более раннего у меня нет) с новым тоже сильно разнится по весу.
В рецепте тоже может быть. В смысле, что белый черепок имеют не только фарфор и фаянс, но и гончарная глина из ближайшей копанки на ближней речке. Каждый карьер имеет глину со своими изменчивыми свойствами. Это уже задача заводского технолога сделать при помощи разных добавок (песка, каолина, пепла растительного или костного и тп)свойства керамической массы стабильными. Небольшая мастерская может запросто копать и вылеживать природную нестабильную массу у себя в подвале. Но основная причина пористого непрочного черепка все таки экономия на топливе и недожег. чем выше Т обжига, тем меньше пористость и сильнее усаживается в размерах и остекловывается внутри черепка изделие. Кстати, сейчас в современном производстве, плитка настенная и напольная из одной коллекции одного производителя отличается как раз температурой обжига, напольную жгут выше, следовательно спекание черепка сильнее, пористость ниже, водопоглощение стремится к нулю. Поэтому класть настенную плитку на пол и на улицу с перепадами температур нельзя, а напольную плитку на
( ... )
Я на пол в одном из сортиров положила мозаику из кобальтового фарфора (посуды), вот уж десять лет стоит как новенькая (а на стенах плитка столетняя).
Занятно, что есть страны, которые на обжиге любят экономить (например, Италия) - и которые даже дешевейшую расхожую посуду запекают неубиваемо, напр., Китай.
Зато теперь стало понятно, я собирала для песочницы всякие мелкие вещи и немедленно встретила и приобрела наборчик китайский дешманский , там супница с ополонничком и три супные тарелочки с подставками. И , конечно, на них напечатаны уточки. Волшебно.
В детстве были мини - скалка, мини формочки для печенья, и распарованная видимо из набора сковородочка алюминиевая .
И Мэгги Клири вспомнилась.
Горестно смотрела Мэгги на бело-синие узорчатые чашки и блюдца с веселыми сказочными деревьями в пушистых цветах, с крохотной пышной пагодой и невиданными птицами и с человечками, что вечно спешат перейти выгнутый дугою мостик. Все это начисто утратило былую прелесть
Reply
Наборчик китайский - он фарфор, фаянс или што?
Reply
Reply
Reply
Reply
Буду очень благодарна за ликбез.
Reply
Фаянс в принципе более пористый, чем фарфор и "каменные массы", имеет другой состав массы и температура обжига у него значительно ниже, водопоглощение значительно больше. А если любую керамику ещё и не дожечь хотя бы до ее положенной температуры, которая у разных видов керамики отличается, то черепок легко крошится.
Даже дешевая керамика может иметь довольно прочный черепок, если обжигать но положенную температуру и не экономить на топливе.
Reply
У меня дело в том что огромный опыт общения именно с битой керамикой всех народов Европы за последние сто пятьдесят лет :-)). Иные изделия для народа можно разламывать руками, и выглядят они на сколе чиста как поролон.
Reply
Reply
Но что замечательно - неужели всё дело в недожоге, и никак не в рецепте? они ведь разные по весу. Хороший старый фаянс очень тяжёлый (умывальные наборы, например, которые ежедневно таскали туда-сюда и стучали ими обо всё). А декоративное фуфло всякое второй пол. прошлого века, при тех же габаритах, - лёгкое.
И фарфор старый (первой пол. 19, более раннего у меня нет) с новым тоже сильно разнится по весу.
Reply
Reply
Я на пол в одном из сортиров положила мозаику из кобальтового фарфора (посуды), вот уж десять лет стоит как новенькая (а на стенах плитка столетняя).
Занятно, что есть страны, которые на обжиге любят экономить (например, Италия) - и которые даже дешевейшую расхожую посуду запекают неубиваемо, напр., Китай.
Reply
Reply
Leave a comment