Всех, кто сегодня празднует, - с Рождеством Христовым!
Пользуюсь случаем повесить к празднику несколько старинных каниветок из моей коллекции.
Собственно, я не знаю, как этот вид искусства правильно называется по-русски, возможно, ещё никакъ.
По-французски такие ажурные картинки зовутся canivet, мода на них, как говорит нам Вики, была пущена ещё в 17 в., то есть тогда их от нечего делать вырезали и расписывали вручную, и такие древние каниветки сейчас на рынке большая редкость, эта вот - не моя, а из Вики.
Название их происходит от "каниф" - перочинный ножик, который, в свою очередь, произошёл от средневеково-латинского канипулума.
Но уже к середине 19 в. новые полиграфические технологии (высечка, перфорация и гоффраж) потеснили кустарные промыслы, и каниветки стали изготовлять массовыми тиражами, и были они, надо полагать, очень популярны.
Они, как правило, очень маленькие, 5-7 см по высоте (чтобы помещались в молитвенники и миссалы), и работы весьма тонкой.
Вот мой палец для масштаба.
В более поздних каниветках акцент переместился с кружев на картинку, качественные и отлично напечатанные гравюры иногда раскрашивались от руки владельцами. Картинки из одинарных превращались в диптихи, триптихи и целые раздвижные иконостасы со сложной программой, у меня и таких тоже есть.
Особенно отличался выпечкой знатных каниветок издательский дом Буасс-Лебель, ещё Виллемур, Тюрги, Летай, Доптер, а также их штамповали в Баварии и в Чехии.
Но у меня (пока) водятся только французские.
ъ
Но старые кружевные - это, конечно, песня.
Зады, кроме одного для примера, я не показываю, но на них в обязательном порядке помещался текст - молитва, благочестивая сентенция, стишок или поучение. Это тоже своего рода сокровища богословской мысли и шедевры полиграфии, поскольку набирались они микроскопическим шрифтом, я мало что могу разобрать без лупы.
Иногда попадаются с золотцем и стразикамэ.
А эта - раскладушка! Трёхъярусная.
Это, как легко заметить, тематическая подборочка. А вообще каниветки отличаются богатейшим разнообразием сюжетов и часто уникальной иконографией. Именно такие картинки были полем актуальной пропаганды для ширнармасс, и именно на них сохранились сюжеты, которые совсем - или почти совсем - исчезли из храмовой декорации.
Вобщем, это широкая и, кажется, непаханная искусствоведческая нива и приятная коллекционэрская ниша, приглашаю подсесть.