портрет и многофигурка: что лехчерисовать

Sep 07, 2021 14:58

Попались, спасибо френдессе за наводку, дивные иллюстрации того феномена, нито даже и парадокса, с которым я как препод знакома лучше некуда и постоянно наблюдаю его на старших студентах.



Те, кто не в лодке, часто думают, что многофигурные и многосоставные сюжеты «менеелехчерисовать», чем сюжеты с небольшим числом участников или даже вовсе одним-единственным предметом изображения, например, портреты. Логично же - там больше работы, а тут меньше, работа пропорциональна числу предметов, нет?


Ах нет. Это когда в салат надо накрошить много ингредиентов вместо одного, то больше работы. А у нас не механическая работа. От нас требуется, во-первых, красота абстрактной формы, «музыка», так сказать, - и, во-вторых, красота изображенных предметов.



И вот этой музыки легче добиться как раз там, где предметов много. Их ведь можно тасовать, перекладывать, играть и так и этак - и если ты уже наблатыкался поддерживать некий «свой» ритмический строй, то этой характерной узнаваемой музычки будет вполне достаточно, и за неё, за этот удачный какбе орнамент + сложность литературного сюжета, тебе простят и некрасивость каждого отдельно взятого предметика и персонажика, и даже мелкие локальные там и сям проколы в самой музычке, да и шершавость музычки простят, нынче шершавая этакая небрежность в тренде.



А если предмет на всю картинку один, то он, во-первых, потребует гораздо большей точности музычки. А во-вторых, потребует внимания к себе как таковому (помимо музыки). Чтобы он сам был точный, красивый и выразительный. И если художнег уже привык на красоту и выразительность ПРЕДМЕТА (а не только отвлеченных пятен и линий) класть болт, то ему придётся туго. Не только потому, что придётся прикладывать особенные усилия в непривычном направлении, но и потому, что всякий порыв в эту сторону будет мешать МУЗЫЧКЕ. Ухудшать её, ага. Мало того, что ей и так простора мало, где тут развернуться? фон, да букавки, да голова, да нимб, да плечи с руками, да ещё и подвигать туда-сюда их невозможно - так ещё и творчвнимание отвлекается на посторонние задачи, ну, чтоб человек (Богочеловек) вышел не очень страшный, а это же нихудожественная задача, это задача скучная, посторонняя, гемор один и наступание на горло песне.







Впрочем, с моими студентами, занятыми портретной иконой и, сталбыть, столкнувшимися с вышеописанным кризисом, обыкновенно бывает наоборот - они как раз на предмет отвлекаются от музыки, забывают, чему научились. Первые «портретные» иконы тоже выходят у них хуже первых многофигурных («праздничных»). Но по противоположной причине, чем у нашего автора А. Бодько. У него страдает предмет изображения, принесённый в жертву (привычной) музычке, а у  них перестаёт получаться музыка, временно принесённая в жертву предмету изображения. И не только в ходе учебного процесса, но и какое-то время апосля - празднички им неплохо удаются, «портретики» же выходят никакие. Кто давно читает мою ЖЖшечку и имеет доступ к постам про старших студентов, тот такого насмотрелся.

Но дисбаланс такого рода лечится - временем и опытом. Это естественный дисбаланс, болезнь роста.

А вот если кто по натуре латентный абстракционист, кого ничто кроме музычки не  интересует -



- то это, как правило, не лечится. Так и будет одна музычка всю дорогу.

beauté humaine, сложжное о ремесле, Сын Человеческий

Previous post Next post
Up