Ян Массис как православный пневматофор

Jul 23, 2021 16:20

Вот картина икона 1567 г., в которой, даром что она накрашена в нисколько не православной стране, имеется вагон духовной и евангельской (выражение принадлежит А. Кураеву) обратной перспективы.



Консоль слева смотрим, мраморную вот эту резьбу с инкрустацией. Дальняя от зрителя половина колеса совершенно однозначно и шире, и выше рельефом, чем ближняя.

Теперь на даму смотрим, обращенную к нам в три четверти.

- Жемчужина-подвеска теоретически должна приходиться против яремной ямки. И где эта ямка, при таком-то ракурсе? согласно этой ямке, дальняя от нас ключица дамы - как минимум такой же длины, что и ближняя. А должна бы быть короче процентов хотя бы на двадцать.

- Ротик. Особенно верхняя губа. Тот же эффект - дальняя половинка равна ближней, если не крупнее даже. Вот нижняя губа, правда, подчинилась бездуховным правилам перспективного сокращения. Но подбородок зато опять, как выражался о. П. Флоренский, вывернут и распластан по поверхности иконы.

- Расстояние от переносицы до слезников глаз. До дальнего глаза оно больше, чем до ближнего.

Надо полагать, именно поэтому дама так хороша (духовна).
Тётя Вика даже сказанула подчеркнула, или озвучила, что "Ян Массис приобрел репутацию художника, изображающего обнаженную женщину, которую он писал с чувственностью, напоминающей школу Фонтенбло".

(кстати, Хорошая школа в Фонтенбле этом, там и Медведь в своё время учился.)

Леонид Успенский богословиконы

Previous post Next post
Up