Не ожидала Так и знала, что
вчерашняя когтеточка окажется такой неразрешимой.
Открываю тамошние каменты (с единственным угадавшим, слава ему!) и вешаю разгадку.
На картинке изображено то, для чего в русском языке и имени-то нет.
Это fête de la Rosière, или Праздник Розьеры (ж.р. от понятия "розовый куст").
Как я узнала из комментариев к известному произведению Карамзина, приблизительным русским эквивалентом ихнего fête de la Rosière является «Праздник Сельской Невинности». В ходе этого праздника избранную (закрытым комитетом, конечно) наиболее невинную восемнадцатилетнюю девушку города или селения публично-торжественно венчали венком из роз и выдавали ей какую-нибудь грамоту премию - ордер на мануфактуру или талоны на усиленное питание, а иной раз и денег сколько-то. Мероприятие было совместной антрепризой мэрии и локального прихода и, по-видимому, вполне ещё процветало в 18 - нач. 19 в., было «на слуху», как вот ещё совсем недавно первомайская демонстрация или ДР Сталина, иначе Карамзин не говорил бы о нём так непринуждённо и обиходно, без всяких экспликаций, и ещё я думаю, что «праздник розы и весны» из «Лалла Рук» восходит к этому же феномену.
Вики говорит нам, что идея избирать и награждать ежегодную Розьеру принадлежала св. Медарду, который для начала, на правах епископа Нойонского и графа Салансийского (нынешнее население села 900 человек), избрал и наградил в 525 году собственную сестру Медрину, впоследствии канонизированную. И с тех пор всё заверте... Девственниц более или менее интенсивно короновали до самой Французской революции, по случаю которой их короновать бросили, но уже Наполеон принял меры к восстановлению скреп, в частности, выделив целевые государственные фонды на обеспечение приданым и выдачу замуж бедных добродетельных дев. В частности, по случаю своего брака с Жозефиною он оплатил 6000 (шесть тысяч) заявок на браки солдат своей армии с избранными розьерками.
С того времени возрожденная традиция ещё довольно долго процв.. прозябала, то теряясь в песках Леты, то давая всплески, отраженные в прессе и других документах (подробная статья в Вики, кто владеет мовою, - прелестная! Фоточки розьерок оттуда забираю сюда).
Браковенчание семи Розьерок в Сен-Дени
Парижские Розьерки 1891 года
Нантеррские Розьерки, отцветшая и свеженькая.
Тоже Нантерр. Под иконкой Розьерки - два покосившихся здания, мэрия и локальный храмъ.
И Розьерка из Сент-Адресс, я не смогла пройти мимо такой красавицы.
Это маленькая афишка, раздаваемая всем участникам-зрителям торжества.
Три Розьерки из Баньоле.
Любопытно, что надпись стандартная - Коронация Розьеры, т.е. название праздника, а на картинке - уже практический результат, да ещё и тройной. Дело в том, что в каких-то случаях Розьерку короновали-премировали просто так, а в каких-то, куда более практических, премия состояла в конкретном обеспечении приданым для вступления в (уже, надо полагать, сговоренный) брак.
Одним из факторов утери такой скрепной традиции, как сообщают нам, явился рост благосостояния трудящихся. Короче, наступил момент, когда расходы на репрезентативный туалет и банкет превысили сумму премии, выделяемой мэрией розьеркам, и родители розьерок стали отвечать оргкомитетам - спасибо, не надо.
Традиция при этом подвергалась модификациям. В частности, в какой-то момент акцент волшебным необъяснимым образом переместился с венчаемой добродетели - на венчаемую красоту (всем известные конкурсы красоты, вот все эти «мисс Хацапетовка» и «А ну-ка, девушки», ноги их растут именно отсюда).
А потом с красоты - на трудовую и социальную активность.
Но классический
рассказ Мопассана, который по-русски перевёлся как «Избранник мадам Гюссон», а в оригинале так и называется -
Le Rosier de Madame Husson - относится именно к той, исконной традиции, когда венчали добродетель, понимаемую как целомудрие, понимаемое как асексуальность, ну вы поняли.
Кстати, короткометражный фильм по рассказу совершенно прелестный, где-то даже лучше литературного исходника. Его можно смотреть даже тем, кто не парль па, настолько понятна и хороша картинка.
Click to view
В заключение ликбез-лекции сообщаю, что в некоторых селениях милой Франции и сегодня избирают Розьерок. Но вот именно по признаку социальной активности. А девственность перестала быть непременным требованием.
Совсем.