(по заказу френдессы)
Что немцы любят и умеют кукол, мне уже было известно. Но что Городской Музей Мюнхена половину, кроме шуток, своих экспозиционных площадей отдал под этих созданий национального гения, всё же оказалось сюрпризом.
Под театральных и игровых, под автоматонов и марионеток, под петрушек и тростевых. Под совсем простонародных и совсем профессиональных, деревенских и городских. Под старинных, винтажных и совсем современных передовитых.
Стильные музыканы из театра теней, должно быть, в своё время завораживающе шагали в ногу в колеблющемся свете канделябров, сопровождаемые живой музыкой деревянных и медных духовых.
А это совсем наш вертеп, и чорд знакомый, и дама.
Потрясно стильный бабец, как мне кажется.
А это китайчик.
И россиянин, ну то есть русский.
Они обычно довольно крупные, 70, а то и все 100см в холке.
Отдельно показано, как они устроены.
Тело-крестовина, тяжелые ноги и тряпочные руки.
Голов же там собраны сотни, кроме шуток.
Одних только Касперле целый полк. И всех размеров.
Что здесь потрясает (меня), так это стабильность школы народной резьбы. Канон, тксть. Ясно как белый день, что этих бесчисленных деревенских петрушек резали профессионалы, что паттерн шлифовался веками.
Оцените также подлинное владение объёмом. Не просто ковырнуть болванку с фасада на месте глазниц и воткнуть нос-щепку, но выстроить полноценный, хотя и обобщенный, объём человеческой головы посредством очень немногих и железно продуманных движений долота - это высокий класс.
Есть, конечно, разные школы, попримитивней и попродвинутей.
Это совершенно так же, как было с фаюмскими портретами. Много разных мастерских, много (немножко разных) технологий, и много разных людей.
Вот эта античная красавица - моя фаворитка.
Особый угол показывает мастерскую по марионеткам.
Это стилистически и технологически продвинутый уровень, куколки полностью деревянные, с изящными членами и сочленениями, даром что их даже и видно-то не будет.
Видно-то не будет, но что ж с того? пусть и под одеждой куколки сохраняют достоинство по всем канонам.
Там в кукольных залах вообще-то стоит полумрак, и снимать хотя и можно, но много ли наснимаешь за стеклами витрин, на которых играют отражения? Признаюсь, что самые-то изящные и волшебные мне удавались хуже всего или вовсе не удавались.
Например, вот этот совершенно потрясающий частный театр оказался практически недоступным запечатлению. Разве что несколько деталей, как, напр., замечательно культурный и в то же время наивный шрифт вывески.
Или вот этот.
Кажется, он был про Шиллера? не помню уж, но похоже.
Это уже 30-е. Я не знаю, о чём пьеса (и страшно жалею, что не знаю), но герои дивные, дивные, каждый есть поэма.
Иконы национальных характеров.
Даже страшно вообразить, чтО это было, когда они - играли.
Новые куколки продолжают поступать в собрание. Они тоже, тоже потрясающие, причем есть и, скажем так, академреалистического направления, и экспрессионистского, и почти абстрактного.
Но всё показать невозможно, и что за показ куклы - в одном только ракурсе? Это не-о-писуемо, - сказала собачка, обходя баобаб.
Это неописуемо. И да, надо туда ехать.