Дорогая френдесса
задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя.
А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.
Книга «Монастырь в миру» богослова протоиерея
Валентина Свенцицкого давно пылилась на полочке, когда-то привезенная из очередного медвежьего половничества в Россию. Я полистала - нучо, ещё один школьный реферат по Игнатию Брянчанинову, тока толстый. Поставила обратно на полочку.
Так она там и стояла, пока я не наткнулась в Сети на, ээ, художественные расказы того же протоиерея.
Ознакомилась с замиранием сердца. Ну, как вам описать творчество писателя? Это же не картинки, не покажешь во мгновение ока. В двух словах - продукт относится к продукту раннего Чехова примерно так, как сей последний относится к продукту зрелого Мопассана.
То есть дно, днище.
А, или вот ещё - похоже на сценарии до-оттепельного советского кинематографа. Тот же уровень раскрытия таинственных глубин сердца, тот же градус мастерства психологической рисовки (оба выражения болдом принадлежат тёте Вике). Это когда он пишет про нас, про мирян. А когда он пишет про духовное сословие, с мягким юморком, да - то просто волосы дыбом встают. Нет, не от мастерства психрисовки, а от мяхкого его йуморка применительно к таким героям и таким ситуациям.
И, значит, ознакомившись с беллетристикою богослова, с миром манекенов и уродов в русских народных костюмах, я взялась засучив рукава за его богословие. И одолела! Даже занятно было. Как же не занятно - видеть убогого пошляка, шьющего белыми нитками быдлопиесы из быдложизни, в роли наставника во всём этом, в православной медитации, православном зикре джахри и зикре хафи и зикре аль-хавасс, тоже православном.
Как хорошо, хочу я сказать, что этот богослов писал также и беллетристику. А то ведь когда берешь в руки страниц пятьсот чистейшего богословия, то какой-то кредит респекта шевелится у тебя внутри, и - вот такой фокус! - ты читаешь, ты нудишь себя читать (или навыкаешь читать, нудочегоже нравятся мне эти наши духовные понятия, нудить и навыкать), и респект не колеблется. Потому что не может же учить тебя Молитве Иисусовой дешевый плоский бездельник-графоман, это был бы парадоскъ и оксюморон.
Мы же знаем наверняка, что только какая-нибудь аниматорша йогических курсов при провинциальном клубе где-нибудь в гнилых европах может быть обыкновенной стриженой печёной в солярии ТП, а вот наш православный учитель молитвы Иисусовой - он всегда Достигший Исихазма Исихаст. По определению. Смрад, любой смрад, полностью перебит ладаном.
Поэтому возможность полюбоваться на одно и то же лицо как с ладаном, так и без ладана - бесценна. Всё сразу встаёт на свои места.
Кстати, необязательно беллетристику писать. Богослов, богословствующий о православном зикре аль-хавасс, может
и картинки рисовать, с картинками даже понятней.