помочь музею

Mar 23, 2021 12:49

По агентурным данным, одна православная гимназия в центральной России задумала создать у себя, на базе себя, Музей Леонида Успенского.
Я сама училась в школе (бывшей гимназии), где был Музэй, и потом ещё преподавала в другой, где тоже был Музэй, так что очень себе представляю всю пользу антрепризы для подрастающего поколения.

Поэтому сразу стала ( Read more... )

туртоом, Леонид Успенский богословиконы

Leave a comment

женщины, написавшей «Богословие Иконы» messaggiera March 24 2021, 05:28:31 UTC
это в прямом или переносном смысле?
Жена написала книжку за него, а он только поставил подпись?
(для меня это шок-контент, как сейчас говорится)...

Reply

Re: женщины, написавшей «Богословие Иконы» mmekourdukova March 24 2021, 09:33:47 UTC
В самом прямом. Во-первых, сам Успенский не закончил даже гимназии, бросив учиться в возрасте 15 лет, она же гимназию одолела и даже слегка надкусила высшее образование. Во-вторых, она под конец жизни собственноручно рассказывала иным людям, что писала - она (в официальных биографиях стоит "редактировала", бгг).

Ну и в третьих - за рамками этого Великого Тэкста (и парочки беспомощных статьюшек) Успенский отнюдь не проявлял себя как человек образованный и способный. Как препод он был конченный нуль, слышала от его свояченицы и непосредственной ученицы (что не помешало ей писать диплом в С-Серж по "богословию иконы").

Просто она была юпка. А в православии для продвижения нужно быть мущиной.

Reply

А в православии для продвижения нужно быть мущиной messaggiera March 24 2021, 15:21:35 UTC
Ну кошмар же?...
Хорошо, пусть в православии без штанов - это несерьезно. Но. Что мешало записать её в соавторы? Вынести на обложку и её фамилию тоже?... И этот человек ещё претендует на разговор о каком-то там христианстве, о каких-то морально-нравственных выводах.
Вот, кстати, этот же самый момент - беззастенчивое паразитирование на женском литературном труде - заставляет меня держать "под подозрением" в том числе и ключевые руссколитературные фигуры: Л.Н. и Ф.М (в меньшей степени). В подобном контексте их высокодуховные разглагольствования воспринимаются как-то не очень.

Reply

Re: А в православии для продвижения нужно быть мущиной mmekourdukova March 24 2021, 15:37:19 UTC
Потому что если ещё и записать её в соавторы, ежу будет понятно, кто это писал.

Толстой и ФМД использовали по крайней мере не литературное дарование, а чисто механический, секретарский труд своих жён, это другое дело. Тем более что Анечка Сниткина занималась этим во всяком случае с любовью (а другие дамские занятия своего круга - ненавидела).

Успенский же запряг свою половину для пристойного изложения диких своих идей. Сама бы она такого не написала - как и он бы в одиночку двух слов не связал бы. Тут мне нравятся очень обои, обои хороши.

Reply

хороши обои messaggiera March 25 2021, 07:30:40 UTC
А сколько ещё таких "потерянных" авторш у произведений околоправославных авторов не знает никто. Но история с Успенскими уж очень показательная, во всех смыслах. Как в капле воды отражается всё, "о чем вы стеснялись спросить".

Справедливости ради, у Софьи Андревны всё-таки был не механический секретарский труд, а вовсе даже редакторский, с внесением правок и переизложением "своими словами" целых абзацев. Но его истинный объем, наверное, в точности уже и не определить.
А вообще, конечно, хорошо быть великим писателем, занимаясь только тем, что интересно, когда всю "грязную", "механическую" и "нетворческую" работу делает 24/7 кто-то другая. Причём с высочайшим качеством и совершенно забесплатно.
Нам бы такие возможности!

Reply

Re: хороши обои mmekourdukova March 25 2021, 09:55:02 UTC
...Ну, тут же ещё и любовь может иметь место. И сознание того, что в секретарствовании за ЛНТ больше творчества, чем, например, в тачании авторских дамских рассказиков, каких ведь очень много тогда дамы тачали.

Главное - чтобы возлюбленный писатель был большим. Поэтому Успенскую мне хотя и жалко, но какой-то такой, сильно подмоченной, жалостью :-)).

Reply

Re: хороши обои messaggiera March 26 2021, 06:35:36 UTC
Да святые они - эти жены-писателей. Это я без иронии. Поняли, разглядели в мужьях суть, талант. Да что там, образ божий разглядели, не смотря на все мужские завороты и кандибоберы. И послужили этому самому образу не за страх, а за совесть, всем лучшим, что имели сами ( ... )

Reply

Re: хороши обои mmekourdukova March 26 2021, 08:45:40 UTC
1. С Успенскими - запросто. Сколько угодно вот таких угрюмых фамилий, у кого одна радость - продвигать своё нацправославие в общество, хоть будь оно самый Париж :-)).

2а. Про намеренно ухудшали качество - совсем кукуха у девочки съехала. И про самый факт ухудшения качества (он ведь не имел места), и про его причины.

2б - всё правильно, иконы-портрета Христа в палеохристианский период ещё не существовало. Вот тут старый, но хороший постинг https://mmekourdukova.livejournal.com/586557.html

Отчасти потому, что действительно ещё не решили, можно ли, отчасти потому, что тупо не знали, как Христос выглядит, и простой портретной иконе никто бы не поверил.

Reply

Re: хороши обои messaggiera March 27 2021, 13:35:59 UTC
Да, я помню этот постинг про отсутствие прямых портретов Христа в это время (и был ещё один прекрасный постинг, где в комментариях обсуждали, почему его не было). И с символическими изображениями тоже всё понятно.

Но разве даже во времена отсутствия портретов мы не можем называть Христа Христом на нарративных картинках? Да, он изображён без подписи, не в том внешнем облике, как мы привыкли. Но если глядя на картинку я по смыслу и расположению фигур точно могу сказать кто есть Кто, неужели всё равно надо говорить про этого нарисованного человека "это аллегория Христа", а не просто - "это Христос"?

Reply

несложное mmekourdukova March 27 2021, 14:06:11 UTC
Про Д. Пастыря, или Орфея, или Иону, или Аполлона - следует говорить "аллегория Христа". Про павлина, рибку или маленького барашка - "символ Христа".

Про фигуру Христа в нарративных и вероучительных композициях - однозначно следует говорить "Христос".

(но не будем забывать, что у этих идиотов-от-Успенского и портретные-то иконы суть кагбе символы, потому что у них-де стиль символический! а если стиль НЕ символический - то это уж и не иконы, а картины))).

Reply

Фуххх, аж от сердца отлегло! messaggiera March 27 2021, 14:42:59 UTC
Именно так у меня вгалаве всё и разложено по полкам!
Но исследовательница-то, вот в чем штука, она же все подряд изображения записывает в аллегорично-символические.
Например, называет аллегорией Христа "юношу, стоящего напротив гробницы в окружении свидетелей чуда" (про воскрешение Лазаря). И аллегория это, кстати, на основании того, что а) отсутствуют привычные нам черты лица, и б) он не подписан "как потом будет положено на иконе", в) на тот момент богословы ещё не решили, можно или нет отображать Христа, поэтому эти фигуры покамест называть "Христос" нельзя, потому что это ещё не совсем канонично-определенно Он.

(хотя почему не Он, когда я смотрю и вижу - ну точно, Он, воскрешающий Лазаря, делящий хлебы и т.п....)

Reply

Он не подписан mmekourdukova March 27 2021, 15:07:45 UTC
Ну я ж про что :-)).

А не рассказала она Вам, что в какой-то момент художникам спустили циркуляр - хватит ужэ с аллегориями! отсегодня рисуем Эту Фигуру с привычными докладчице чертами лица, нет, уже ЛИКА, и подписываем! это у нас и будет теперь Христос, чего проще.

Reply

Re: Он не подписан messaggiera March 27 2021, 19:10:11 UTC
Да-да. Как будто этот самый узнаваемый образ с потолка спустился, причем ко всем и одновременно...

Reply


Leave a comment

Up