В
беседе о роли институциональной церкви как учителя христианской морали опять зазвучала актуальнейшая тема «дехристианизации Европы» и «падения нравов в России», потому-де, что «несколько поколений жили вне христианской системы нравственных координат».
У меня к этому небольшая подборочка на тему социальной морали в среде представителей институциональной церкви за последнюю треть 19 в., ну то есть когда все обозримые поколения все ещё жили в христианской системе нравственных координат - вы же понимаете, что жить в системе оных координат означает не что иное как ставить свечки и говеть два раза в год.
Подборочка из все той же замечательной книги, из которой я уже не раз постила по тэгу
бутоны розановые. Подборочка могла бы быть обширнее, но из-за водянистого стиля автора я выбирала только эпизоды, изложенные кратко. А, например, красочное описание участия священника в пыточном следствии с побоями, дыбой и сдавливанием черепа веревкой (глава 43) не выбрала - там четыре страницы, ЖЖ-формат не резиновый. Выбрала только эпизоды самые коротенькие, три штуки.
Из главы 42
«Напротивъ церкви онъ (помещик П.) выстроилъ хорошій домъ, отдѣлалъ два запущенныхъ сада и развелъ пчелъ. Въ концѣ 1840-хъ и въ началѣ 1850-хъ годовъ въ этомъ селѣ былъ священникъ нѣкто Д., мужчина грубый до крайности. Однажды, рой барскихъ пчелъ и привѣйся на колокольню. Попъ съ лукошкомъ, баринъ съ роевней туда! Одинъ кричитъ: у меня улетѣлъ,-- мой! Другой оретъ: ко мнѣ привился,-- мой!-- Да и сцѣпились... Оба были высокаго росту, здоровенные, но только священникъ, по лѣтамъ, годился барину во внуки. Долго ломали они ребра другъ другу; наконецъ, священникъ, какъ-то, изловчился, да и пырнулъ барина въ зашей съ лѣстницъ,-- и завладѣлъ роемъ.
Не желая простить такой обиды священнику и, вмѣстѣ, не желая компрометтировать себя изъ-за роя, П. и подговорилъ сосѣда своего В. подать на него прошеніе и требовать вывести его изъ прихода.
В. подалъ прошеніе такого рода (дословно): "священникъ Д. несвоевременно креститъ, несвоевременно вѣнчаетъ, несвоевременно хоронитъ, несвоевременно служитъ обѣдни и несвоевременно исправляетъ требы. Поэтому покорнѣйше прошу, в. п -- во, вывесть его изъ нашего прихода". Мнѣ велѣно было произвесть слѣдствіе.
Кляузы непріятны какому бы то ни было слѣдователю, не люблю ихъ и я. Но тутъ жалуются на священника такіе люди, въ которыхъ, самихъ-то, нѣтъ ни стыда, ни чести, ни совѣсти... И я положилъ себѣ, еще заранѣе, оправдать его во что бы то ни стало, хотя бы даже и оказались за нимъ какіе-нибудь проступки.
В. выслалъ мнѣ своего старосту депутатомъ, съ барской печатью. Но, къ счастью священника, у старосты была въ это время, какая-то родственная свадьба; я въ первую же ночь отпустилъ его погулять, чему онъ былъ радехонекъ. Утромъ онъ пришелъ ко мнѣ въ квартиру пьяный, и весь день проспалъ.
Ночью я отпустилъ его опять,-- и такъ цѣлую недѣлю. Онъ отдалъ мнѣ свою печать,-- и я писалъ, что зналъ и прикладывалъ ее, гдѣ нужно. Священникъ вышелъ у меня чуть не святымъ. Правда, что за нимъ не было никакихъ важныхъ проступковъ; онъ только, вообще, грубо по временамъ обращался съ прихожанами и иногда заставлялъ по долгу ждать себя при требоисправленіяхъ.
По слѣдствію консисторія нашла священника невиннымъ и оставила на прежнемъ мѣстѣ.
Из главы той же
«Намъ извѣстенъ и такой случай: при спросѣ благочиннымъ о поведеніи одного дьякона, всѣ крестьяне подъ присягою показали, что дьяконъ ихъ N. поведенія не хорошаго. Благочинный и пишетъ: "крестьянинъ А. показалъ, что дьяконъ N, поведенія не хорошаго. Крестьянинъ Б. показалъ то же, что и А. Крестьянинъ В. показалъ то же, что и А. Крестьянинъ Г. показалъ то же, что и А. И такъ 24 человѣка. Частицу НЕ онъ нарочито отъ слова: хорошаго отставилъ и потомъ на нее, какъ будто ненарочно, чернилами капнулъ. И вышло такимъ образомъ, что дьяконъ N. поведенія хорошаго.
Будь гласное судопроизводство -- такого мошенничества не было бы.» -
(прим. моё: оборот «будь гласное судопроизводство» означает «если бы миряне контролировали нравственность своих пастырей»).
Из главы 43
Въ Самарской губерніи, по берегамъ р. Иргиза нѣкогда было много раскольничьихъ монастырей. Мѣста эти считались раскольниками святынею. Въ одномъ мѣстѣ, по берегамъ одного довольно большаго озера, стояло два монастыря, на одномъ берегу мужской, на другомъ женскій. Но принятіи нѣкоторыми монастырями единовѣрія и по закрытіи совсѣмъ другихъ, землею сталъ владѣть городъ Николаевъ. Городъ сдалъ озеро купцу для рыбной ловли. Въ первую же тоню, какъ запустили неводъ, вытащили шестнадцать, объѣденныхъ раками, ребятъ. Назначено было слѣдствіе, прибыло временное отдѣленіе, отъ духовнаго вѣдомства назначенъ былъ депутатомъ благочинный Н. Ѳ. П. Всѣ слѣдователи помѣстились въ женскомъ монастырѣ. Дѣло было лѣтомъ. Долго жили слѣдователи, много дѣлали и, какъ-то, однажды вечеромъ, вышли всѣ на крыльцо подышать чистымъ воздухомъ, поболтать и закурили трубки, закурилъ и благочинный. Какъ увидѣли преподобныя матери благочиннаго съ трубкой, такъ и всполошилась вся обитель. На другой же день матушка-игуменья послала жалобу къ преосвященному, что благочинный осквернилъ святыню,-- и благочинный тотчасъ же былъ удаленъ отъ должности.
Ой, добавлю ещё один, из главы 44. Он с элементами социально-психологической аналитики, люблю такоэ.
«Униженное положеніе священниковъ горько отзывается на ихъ характерѣ. Городской священникъ, не смотря на его внѣшній лоскъ, приличную церковную квартиру, знакомство съ людьми среднихъ слоевъ общества,-- терпитъ такія же униженія, какъ и сельскій: онъ также ходитъ по дворамъ прихожанъ и, подъ видомъ молитвословій, выпрашиваетъ подаянія; также подъ его носомъ хозяева запираютъ двери, и хохочатъ, смотря въ окна; также терпитъ выговоры и платитъ консисторскіе штрафы, какъ и все остальное духовенство,-- онъ униженъ всѣми. Но какъ только дѣлается онъ членомъ консисторіи, то тотчасъ же заявляетъ духовенству, что онъ теперь уже не то, что былъ онъ,-- что онъ теперь власть, и имѣетъ возможность и карать и миловать, какъ ему угодно. И, если не первая, то одна изъ первыхъ, подписанныхъ имъ бумагъ, будетъ съ выговоромъ или штрафомъ. Долго, потомъ, практикуется онъ надъ выговорами, штрафами и самыми нелѣпѣйшими придирками и потомъ уже, послѣ многихъ лѣтъ такой практики, начинаетъ постепенно, мало-по-малу, утихать и приходить въ состояніе обыкновеннаго формалиста.
Очень можетъ быть, что нѣкоторые осудятъ меня за рѣзкость слова, въ такомъ случаѣ я скажу, что я имѣю право сказать что осуждающій меня не знаетъ нашей организаціи и нашихъ распорядковъ.Будьте тѣмъ, чѣмъ мы, то хоть кого возьметъ горе и не удержится отъ рѣзкихъ выраженій. Представьте себѣ какое-нибудь министерство, гдѣ, кромѣ самаго министра и директоровъ департаментовъ,-- начиная съ вице-директоровъ и кончая швейцаромъ,-- были бы штрафованы всѣ до единаго,-- всѣ безъ исключенія! Есть ли такое учрежденіе или присутственное мѣсто, гдѣ были бы штрафованы всѣ, и проскользнулъ бы развѣ, какъ-нибудь, какой-нибудь одинъ бабушкинъ внучекъ? Конечно, этого нигдѣ нѣтъ и быть не можетъ. Дѣйствительно этого нигдѣ и нѣтъ, потому что это возможно только у насъ (т.е., прим. моё, в институциональной РПЦ). У меня, напримѣръ, въ округѣ, начиная съ меня,-- благочиннаго, и кончая послѣднимъ пономаремъ, штрафованы всѣ,-- до единаго. Не штрафованъ только одинъ священникъ, и только потому, что священникомъ всего два года, но, конечно, не ускользнуть и ему. Точно такъ и по всей губерніи. Встрѣтившись съ любымъ священникомъ на улицѣ, въ вагонѣ желѣзной дороги,-- гдѣ угодно, спросите, изъ любопытства: были вы штрафованы? Скажетъ: былъ. -- За что? -- Да я и самъ теперь не помню, за какіе-то пустяки, кажется за то, что какому-то заѣзжему баричу долго не высылалъ статистическихъ свѣдѣній. За это я отдалъ только рублевку, но, помнится, за что-то взяли и еще трешницу.-- И въ формулярахъ значатся у васъ эти штрафы? -- Нѣтъ, это у насъ дѣлается отечески: "соймя рубашка, вѣжливенько плетью съ наказаніемъ",-- въ формуляры вносятся штрафы только за вину, а эти налагаются, просто, для собственнаго удовольствія. Въ училищахъ учителя пороли насъ отъ скуки, для собственнаго развлеченія и потѣхи, а теперь консисторіи штрафуютъ для собственной потѣхи".
...стоп. а то придется всю книжку сюда.
Напоминаю, что это не какие-то случайно найденные на чердаке тетрадки одного отдельно взятого социально-нравственного отморозка и непойманного за руку уголовника в рясе. Нет, о. Александр Розанов был, судя по всему, одним из лучших представителей своего сословия, состоял на хорошем счету у начальства, к гражданскому суду не привлекался, водки не пил, читал книжки, всех своих детей трудоустроил вне клира а записки его годами, глава за главой, выпуск за выпуском, свободно печатались в благонамеренной подцензурной «Русской старине».
В 80-е годы позапрошлого века.
Когда вся Российская Империя ещё по умолчанию жила в христианской системе нравственных координат.