об иконоборческой культуре лютеран

Dec 13, 2018 12:53

Если говорить об иконографии (для тех, кто не вполне в лодке: иконографией называются сюжеты, пачка характерных сюжетов) - так вот, если говорить о типовой иконографии немецких храмов в эпицентре лютеранства, то самое для нас экзотическое в ней, конечно, - это засилье надгробий.

Пространства, освобожденные от идолов,  начали под большим напором заполняться частными надгробиями - такое впечатление, что опустевшие стены угнетали прихожан, и они спешили заполнить их как можно скорее.



Надгробия, конечно, присутствовали в храмах и до Лютера, но ограничивались разумными пределами (их, разумных, отдельно авось покажу) - каменные, иногда чугунные, плиты с низким рельефом, реже медные с гравировкой, стильная каллиграфия, выразительные портреты, размеры демократические.

Но на Лютере плотина лопнула, и храмы захлестнуло волной огромных шыкарных эпитафионов - живописных, рельефных, скульптурных, архитектурных, полихромных и некрашеных, каменных, мраморных, деревянных, кованых и смешанных. Сплошь и рядом они были вдвое, втрое, всемеро крупнее, дороже и высокохудожественнее и главного алтаря, и кафедры, и тимпана - короче, всех традиционно почетных мест в иеротопии.








За основу бралась какая-нибудь традиционная икона, то есть не портретная прямоличная, божеупаси! а нарративная - Распятие, Воскресение или другая, и к ней прикомпоновывался усопший в молении, или группа усопших, и красивая архитектурная рамочка, и немецкое или латинское надписание в красивом картушике, и гербы, и обелиски, и жуткие розочки много-много всего красивого, модного и богатого, со значением и без.

Поначалу заказчики действительно скромненько прикомпоновывались к иконам, молясь на отдельных досочках внизу -



Личики не совсем получились, и масштабы несколько тово - хочу сказать, женщины вышли крупнокалиберней мужчин.







Кто с крестиком, тот уже умер на момент сдачи заказа.



О, вот здесь даже образ Спасителя попал в эпитафион! но все же не как прямая прямоличная икона, а как вероучительная картинка, начиненная символами и объяснительными надписями.





Стишки и изречения простонародные и вечные в банальности своей -





А в иных местах молящихся просто включали непосредственно в действие, особенно в живописных эпитафионах -



А это и вовсе Обращение Савла - человек с лошади падает, его под микитки в травмпункт ведут, а семья прихожанина Имярек держится индифферентно, позирует.



А вот какие передовики демографического фронта.



- но чем дальше, тем сильнее сдвигался акцент с иконы (хотя бы и нарративной) на молящихся и на всяческие декоративные примочки.















Семейные - со всеми детьми, на момент заказа как живыми, так и умершими.





А вот дамы в гофрированных юбках и хиджабах модных чепчиках.



Их две - но владелец гарема обладал ими последовательно, не параллельно.







Индивидуальный эпитафион, на полстены - вероятно, очень хороший парень был.





Куда там станциям Московского метро главному алтарю!

Покажу поближе несколько деталей из разных эпитафионов.











Сирены-фараонки! как у нас.



Мальчишечка пузыри пускает, изображая собою Бренность и Суету.













Кошенька, конечно, будет самой лучшей оптимистической нотой для увенчания этого поста.



В этом эпитафионе, как видите, уж вовсе не осталось места для какой бы то ни было иконы. Только гербы, надписи, ангели дошкольного возраста, золоченая капуста, аллегории и символы.

И самое во всем этом любопытное - не то, как они дошли до жизни такой (понятно как! Барокко не лапоть, с ноги не сбросишь! Лютер проапдейтил букву учения, круто изменив иконографию, а ты попробуй стиль измени!) - не то, говорю, удивительно, что немцы так и продолжали ласкать свое барокко в новых мехах! - а как они от жизни такой отстали.

К середине 18-го в. вся эта волна, поднявшаяся во второй половине 16-го и бушевавшая весь 17-й век, "сама собой" опала. Разом. Ещё оставались свободные пространства стен в соборах и приходских храмах, и прихожане продолжали умирать, и деньги у них были - а эпитафионов больше не возводили. Тупиковая веточка христианской культуры исчерпала себя полностью.

А магистральная потекла расти дальше.

загадочный стиль бароченька, осторожно - искусство, соседи мои нибелунги

Previous post Next post
Up