о настоящей осознанности для неофитов

Jul 30, 2018 12:58

О. игумен Петр Мещеринов взвешенное зрелое рассуждение запостил -

Радио "Радонеж" передаёт запись знаменитой службы 1000-летия Крещения Руси, состоявшейся в Даниловом монастыре в 1988 году.

Я тогда как раз входил в Церковь, у меня были самые идеалистические о ней представления. Сейчас, по прошествии 30 лет, идеализм сменился на реализм, и в ( Read more... )

игумен Мещеринов, параблагочестивые размышления, l'éducation mystique, фканоне

Leave a comment

Comments 103

sibeaster July 30 2018, 11:16:01 UTC
Не будьте букой: отец Кифа - один из последних нормальных пресвитеров Церкви Русской.

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 11:22:02 UTC
Вот как раз поэтому я и волнуюсь. Всё ещё.

На попадающихся мне текстах других пресвитеров негде печать ставить.

Например (пусть, пусть будет) - https://matveychev-oleg.livejournal.com/7369634.html

Reply

sibeaster July 30 2018, 12:48:52 UTC
Пусть дебилы погребают своих дебилов, а мы пойдем благовестовать ЦБ!
Я первые лет 10 своего пребывания в Церкви реально тащился от всего в ней наблюдаемого. И хоры, и диаконы, и открываемые-закрываемые воротца. Думаю, что многие через эту стадию "щенячьего восторга" Петрова экстаза "Господи, хорошо нам здесь быть" прошли. И отец Кифа в том числе. Да и Вы наверняка, только таитесь почему-то)))
А вот теперь мне наш родной византийский обряд кажется огромной принципиально непоправимой ошибкой. Нет в современном православии и греко-католичестве той силы, которая сказала бы: Все, баста, больше не будет всей этой бесвкусной мишуры и мистицизма на пустом месте. И вот
"Чудесами очарованы
Не избежим своей судьбы.
И в цепи новые закованы
Бредем, усталые рабы"

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 13:00:01 UTC
А мне вот сразу, на самой заре, очень внятно и неоднократно помогли не тащиться от всего подряд. Правда, только в области иконы и гимнографии. Но со всем прочим уже по аналогии было легче.

Просто у наставника была не только ряса, но и два диплома, технический и искусствоведческий. Школа трезвости и школа истории действия Духа в Церкви.

Reply


gannota_i July 30 2018, 11:21:13 UTC

"исключая всё же само Таинство Евхаристии"

Легко исключать реализм насчёт Таинства Евхаристии, если во время её совершения преимущественно прячешься в алтаре. За иконостасом, оправданным всей Флоренской мудростью, да.

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 11:28:36 UTC
Да. но даже и это вторично и условно, бывает же и без пряток :-)).
Главное же - встает естественный вопрос, а почему исключается из реализма само Таинство Евхаристии? и где точные границы этого таинства? которое к тому же, как мы все знаем, может случиться в суд и во осуждение? вобщем, есть о чем поговорить.

Но кто же об этом будет заводиццо, в фейсбучике-то, в присутствии двухсот каментов "а у нас тоже поют красиво/некрасиво".

Reply

gannota_i July 30 2018, 11:35:09 UTC

Да, в мордокниге серьёзный разговор вести трудно, а на тему Евхаристии его вести особенно трудно везде.

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 12:10:20 UTC
Сразу всплывает и первертное богословие Осипова, и все эти просидевшие в пустынях по сорок лет без причастия, и древняя война квасного с пресным, и вопрос о возможности принимать ванну в первые три дня по причащении, вобщем да, лучше реализм туда не простирать.

Да и мало, штоле, реализму этому работы в авгиевых конюшнях вокруг и около того, что таинственно прячется за пятирядным глухим иконостасом?

Reply


evelbius July 30 2018, 12:08:25 UTC
Да и судить столь резко и категорично о певцах и их пении кажется мне максимализмом. Это ведь тот суд, который в осуждение может пойти. Очевидные ведь вещи. Видимо, накипело у него, отсюда резкость и крайность.

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 12:11:33 UTC
Можно немного отчетливее (поскольку это для Вас очевидно) -
- какой именно суд пойдет в осуждение, и какой суд в осуждение не пойдет?

Reply

evelbius July 30 2018, 14:32:48 UTC
Вы не вполне чётко меня поняли - вместо "пойдёт" я сказал "может пойти". Надеюсь также, что слово "осуждение" Вы не восприняли в смысле "вечное осуждение". Если что, я сторонник мнения Григория Нисского во втором из смыслов, тем более не жёсток в первом )
Мне кажется очевидным различие между (1) суждением человека, признающим хотя бы "за кадром" собственную субъективность, (2) судом правды, когда чёрное называется чёрным, и (3) судом, выдающим субъективное за объективность. Сказать "фальшивят голосом" - это одно, объявить весь скопом труд хора исключительно "наглой плотью" - думаю, неосторожно. Мне тут видится суд не действия, а его исполнителя. Трудно ошибиться в оценке нот, но в оценке духа - все мы грешны и способны на ошибку. Ведь речь о людях. Это хуже, чем сказать "рака".

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 14:38:15 UTC
Эу, а "хуже, чем сказать "рака"" - это не неосторожное суждение?

Ах, ну если только МОЖЕТ пойти, да и то в самое простое, а не в вечное, осуждение, то тут риск совсем небольшой :-)).

Reply


zakivimiarch July 30 2018, 12:59:13 UTC
Да, меня задела эта реплика о. Петра. Я даже запись посмотрел - что он там за бездны увидел? Если Великая ектения в исполнении оо. Гавшева и Мормыля для него "рев наглой плоти", то Tuba mirum Моцарта тогда что? Свирель чистого духа?

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 13:04:09 UTC
Ээ, а разве можно сравнивать ИСПОЛНЕНИЕ - с музыкальным текстом?

Reply

zakivimiarch July 30 2018, 13:27:06 UTC
Нажав кнопку "отправить", я тоже об этом подумал, но здесь вроде можно: намерения Моцарта в общем понятны из текста, их интерпретировать можно по-разному, но в определенных границах, не слишком широких, тромбон и бас - всегда тромбон и бас. Для простоты возьмем что-то общепризнанное, например, Шолти. Караяна тоже можно, но он сдержаннее.

И да,понятно, что это несравнимо, напр. по "качеству музыки", я и не сравниваю. Пример с Моцартом (или вот такой прекрасный Бах) к тому, что в хорошей духовной музыке всегда есть "плотяность", ее может быть очень много, и это (когда ее много) бывает лучше, честнее и стилистически чище, чем любая игра в спиритуальность и псевдобестелесность.

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 13:43:49 UTC
О. игумен просто по вековой инерции ругает плотяным - "всё плохое" (а не мясное-но-духовное уже тем самым-де хорошо). И опять же по вековой инерции не находит нужным раздробить в деталях, что там плохого - нотки? или то, как их интерпретируют лаврские отцы?

А с этого и следовало бы начинать для начала, желательно тридцать лет назад, но и сейчас не поздно.

Reply


volchik_lamyra July 30 2018, 13:04:33 UTC
Извинити, но мне вот это вот с отвращением произнесенное «мясо-гортань» уже повод удрать :(

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 13:09:58 UTC
Матушка, так это же изнанка той духовности, которой отец игумен занимался тридцать, нито почти тридцать лет.
Когда оно обваливается, то уж разом обваливается.
Мясо, гортань, кишки в стандартном нашем православном лексиконе традиционно суть вещи преисподне-ругательные, вот поэтому в революционном тексте батюшка ими и ругается, вся разница - что обличению подвергается уже феномен непосредственно в церковной ограде, а не всё подряд за ее пределами.

Reply

volchik_lamyra July 30 2018, 16:29:21 UTC
Жаль. Всё-таки тело и сознание суть единая система, и всякие христианские добродетели типа эмпатии не работают, если отвергать телесность :(

Reply

mmekourdukova July 30 2018, 16:55:14 UTC
Дык.
Отвергатели того, чего и Господь не отверг. ЧтО вообще может "работать" в таких категориях?

Там в каментах можно увидеть ещё одного, для которого всё до тела относящееся не только плохо по умолчанию, но и жесть крайняя, хуже самого даже отвратительного.

Reply


Leave a comment

Up