О. игумен Петр Мещеринов
взвешенное зрелое рассуждение запостил -
Радио "Радонеж" передаёт запись знаменитой службы 1000-летия Крещения Руси, состоявшейся в Даниловом монастыре в 1988 году.
Я тогда как раз входил в Церковь, у меня были самые идеалистические о ней представления. Сейчас, по прошествии 30 лет, идеализм сменился на реализм, и в
(
Read more... )
Comments 103
Reply
На попадающихся мне текстах других пресвитеров негде печать ставить.
Например (пусть, пусть будет) - https://matveychev-oleg.livejournal.com/7369634.html
Reply
Я первые лет 10 своего пребывания в Церкви реально тащился от всего в ней наблюдаемого. И хоры, и диаконы, и открываемые-закрываемые воротца. Думаю, что многие через эту стадию "щенячьего восторга" Петрова экстаза "Господи, хорошо нам здесь быть" прошли. И отец Кифа в том числе. Да и Вы наверняка, только таитесь почему-то)))
А вот теперь мне наш родной византийский обряд кажется огромной принципиально непоправимой ошибкой. Нет в современном православии и греко-католичестве той силы, которая сказала бы: Все, баста, больше не будет всей этой бесвкусной мишуры и мистицизма на пустом месте. И вот
"Чудесами очарованы
Не избежим своей судьбы.
И в цепи новые закованы
Бредем, усталые рабы"
Reply
Просто у наставника была не только ряса, но и два диплома, технический и искусствоведческий. Школа трезвости и школа истории действия Духа в Церкви.
Reply
"исключая всё же само Таинство Евхаристии"
Легко исключать реализм насчёт Таинства Евхаристии, если во время её совершения преимущественно прячешься в алтаре. За иконостасом, оправданным всей Флоренской мудростью, да.
Reply
Главное же - встает естественный вопрос, а почему исключается из реализма само Таинство Евхаристии? и где точные границы этого таинства? которое к тому же, как мы все знаем, может случиться в суд и во осуждение? вобщем, есть о чем поговорить.
Но кто же об этом будет заводиццо, в фейсбучике-то, в присутствии двухсот каментов "а у нас тоже поют красиво/некрасиво".
Reply
Да, в мордокниге серьёзный разговор вести трудно, а на тему Евхаристии его вести особенно трудно везде.
Reply
Да и мало, штоле, реализму этому работы в авгиевых конюшнях вокруг и около того, что таинственно прячется за пятирядным глухим иконостасом?
Reply
Reply
- какой именно суд пойдет в осуждение, и какой суд в осуждение не пойдет?
Reply
Мне кажется очевидным различие между (1) суждением человека, признающим хотя бы "за кадром" собственную субъективность, (2) судом правды, когда чёрное называется чёрным, и (3) судом, выдающим субъективное за объективность. Сказать "фальшивят голосом" - это одно, объявить весь скопом труд хора исключительно "наглой плотью" - думаю, неосторожно. Мне тут видится суд не действия, а его исполнителя. Трудно ошибиться в оценке нот, но в оценке духа - все мы грешны и способны на ошибку. Ведь речь о людях. Это хуже, чем сказать "рака".
Reply
Ах, ну если только МОЖЕТ пойти, да и то в самое простое, а не в вечное, осуждение, то тут риск совсем небольшой :-)).
Reply
Reply
Reply
И да,понятно, что это несравнимо, напр. по "качеству музыки", я и не сравниваю. Пример с Моцартом (или вот такой прекрасный Бах) к тому, что в хорошей духовной музыке всегда есть "плотяность", ее может быть очень много, и это (когда ее много) бывает лучше, честнее и стилистически чище, чем любая игра в спиритуальность и псевдобестелесность.
Reply
А с этого и следовало бы начинать для начала, желательно тридцать лет назад, но и сейчас не поздно.
Reply
Reply
Когда оно обваливается, то уж разом обваливается.
Мясо, гортань, кишки в стандартном нашем православном лексиконе традиционно суть вещи преисподне-ругательные, вот поэтому в революционном тексте батюшка ими и ругается, вся разница - что обличению подвергается уже феномен непосредственно в церковной ограде, а не всё подряд за ее пределами.
Reply
Reply
Отвергатели того, чего и Господь не отверг. ЧтО вообще может "работать" в таких категориях?
Там в каментах можно увидеть ещё одного, для которого всё до тела относящееся не только плохо по умолчанию, но и жесть крайняя, хуже самого даже отвратительного.
Reply
Leave a comment