он упал возле ног вороного коня, где подъемлется мрачный Эльдон

May 14, 2018 17:58


Вследствие разговоров у френда обратила внимание, что -

Иной раз, имея в голове наготове и как бы даже испокон веков какую-то классическую цитату из какой-нибудь классической баллады, я (возможно, и мы все?) часто нахожу иные строки той же баллады полустертыми даже до исчезновения, а вместе с оными и фабулу баллады. Френд, например, с закрытыми глазами помнил "И в распухнувшее тело // Раки чёрные впились", но совершенно, до необходимости выгугливать, потерял "И мертвец вниз поплыл снова // За могилой и крестом". И вы, дорогие читатели, остановясь на миг и ничего не гугля - сможете пересказать содержание «Утопленника» в сухом остатке, прошу прощения за каламбур, - вот «чем там у них кончилось», помните?

У меня такое с классическими балладами на каждом шагу. Помню яркую строфу, иной раз пару, или даже серию строф, могу при случае идентифицировать полузабытую цитату, но при этом напрочь забыть, кто там в каком порядке кого убил или женился. Ну, или если сюжет очень уж известный-архетипический, то он не исчезает - но целые куски баллад всё равно вываливаются, не удерживаются в памяти. Например, у меня между «Были и лето, и осень дождливы...» и «...Так был наказан епископ Гаттон» торчали из тумана только островки про «...съели // Мыши его живописный портрет, // Так что холстины и признака нет» и про «...Кошка сидит и мяучит, // Голос тот грешника давит и мучит» - а как именно происходило сожжение нищих и все эти стадии испуга и бегства владыченьки - весьма размыто. Или рыцарь Тогенбург - Мертв он там сидел На окно глядел - это да, а как он дошел до жизни такой - это восстанавливалось с усилием и подглядываниями.

Надо полагать, нарратив (т.е., в сущности, эпос) не очень дружит с формами, заточенными на поэзию лирическую. Удачи могут быть, но они - исключение, а правило такое, что в рифму и под размер рассказывать трудно, и наша подсознанка замечает, где в необходимо-достаточное повествование нОлито лишней воды, где его согнули и напрягли, где резко сменили фокус и где ввернули лишнюю прямую речь.

И не запоминает такие куски. Сравнительно, скажем так, мертвые.

русские классики

Previous post Next post
Up